Погода в Нижнекамске

-10...0°.
Завтра: -1...+1°

16+

Как на урок, так за живот: почему школьники не любят физкультуру?

29-03-2021, 15:23
Как на урок, так за живот: почему школьники не любят физкультуру?

Заголовок материала в печатной версии газеты: Нелюбимая «физра».

Физкультура. Раньше и представить было трудно, что один из самых любимых школьных уроков можно прогулять! Сейчас всё совсем по-другому. Практически в любом классе есть те, кто отсиживается на скамейке.

То форму спортивную забыл, то справка об освобождении у подростка имеется. Разберемся, как и почему пропал интерес школьников к физкультуре, которая вошла в разряд необязательных уроков…

Лично для меня физкультура никогда не была в тягость. Хотя я и не был спортивным ребёнком, этот предмет не прогуливал, как, впрочем, и мои одноклассники. У нас там скучно не было. Что так кардинально поменялось спустя 16 лет (школу я окончил в 2005-м)? Чтобы это выяснить, снова отправился в школьный спортзал, и там в тренерской у меня завязался весьма откровенный разговор с физруками… Правда, говорить со мной педагоги согласились на анонимной основе.

Создать «обёртку»

«Крайне важна сама инфраструктура – хорошие мячи, уютные спортивные залы, та же душевая. Обёртка, одним словом. Ведь если ребёнок придёт в хороший спортзал, то ему и самому захочется скорее пойти и позаниматься», – начал разговор один из учителей. Беседа обещала быть обстоятельной. Педагогам явно хотелось высказаться.

Окидываю взглядом зал. Условия с той поры, когда я сам был школьником, изменились не сильно, а вот требования учеников, по словам физруков, стали выше. Чтобы хоть как-то им соответствовать, учителям нередко приходится чуть ли не за свой счёт покупать недостающий инвентарь.


В Нижнекамском районе учителями физкультуры укомплектованы все школы. 13 человек работают по совместительству, одна вакансия свободна. Ставка –  14 236 рублей, заработная плата формируется от количества часов, категории и стажа работы (в среднем 25-30 тыс. рублей)

Централизованного финансирования сейчас нет. Каждая школа выкручивается как может. Это же касается и внутришкольных соревнований. Наградной материал школы организуют за свой счёт. Мои собеседники признались, что зачастую даже грамоты на свои кровные печатают. Отчасти это мне подтвердили и в управлении образования:

«Во многих школах недостаточно лыж, волейбольных и футбольных мячей. Администрация школ решает данный вопрос своими силами. Спортивный инвентарь родителями не покупается. Учитывая, что лыжи и ботинки являются индивидульным комплектом, а также с учетом соблюдения гигиенических норм, некоторые учащиеся приносят свои лыжи (по желанию родителей)».

Портрет «уклониста»

Чем старше класс, тем больше «уклонистов». Как бы то ни было, без оценки школьник остаться не может. И чтобы решить этот вопрос, предмет из практической плоскости учителя переводят теоретическую.

«Тем, кому физическую нагрузку мы давать не можем, мы даём теорию – чтобы они подготовили ее в форме реферата. Тем, кто упорно приходит без формы, мы даём теоретические задания на дом. От нас требуют двойки не ставить, любой ценой не ставить. Мы и не ставим, вот дети и расслабились. У тех, кто не хочет заниматься физкультурой, живот болит с 1 сентября по 24 мая», – продолжаем разговор с предметниками.

Программы по лечебной физкультуре есть, но в сетке расписания они не стоят и не оплачиваются. Так и получается, что уроки, нацеленные на повышение активности школьников, переходят в «эпистолярный» жанр. Кого больше среди юных «акул пера», я поинтересовался у медиков.

Эльмира Хафизова, заведующая поликлиникой №2:

– Невозможно точно ответить на данный вопрос. Например, с просьбой освободить от занятий физической культурой в бассейне чаще обращаются девочки, от занятий лыжами – мальчики. Но справка выдается строго по медицинским показаниям. При её выдаче врач определяет необходимость освобождения от занятий физической культурой на определенное время и указывает это в документе.

Зато на вопрос о том, сколько школьников не посещают уроки, в управлении образования мне ответили: «Все учащиеся посещают уроки физической культуры». Выходит, чтобы получить оценку, достаточно просто присутствовать на уроке. Но тогда какой смысл вообще в предмете остаётся?

Застряли в прошлом

Программа уроков физкультуры не меняется десятилетиями. Физкультурники согласились, что новые виды занятий могли бы привлечь молодёжь. Но, опять-таки, для этого необходимо совершенствовать условия, в которых детям предстоит заниматься.

«Мне сказали за неделю собрать школьную команду по регби. Но мы правил не знаем, формы у нас нет, спорт травмоопасный. Хотели ввести бадминтон – так у нас и ракеток нет. Говорили о гольфе – только где в него играть? Много чего хотят ввести на бумаге, а по факту даже скакалок не хватает. Есть школы, в которых только один волейбольный мяч. Как учить детей в такой ситуации?» – рассказали учителя.

Последние годы снова активно внедряется комплекс ГТО. Но принимать нормы учителя не могут – «корочек» соответствующих нет, а отчёты требуют. Работать приходится по старинке.

«Я не считаю, что это эффективно. Это обязаловка, всё из-под палки, чтобы цифры были большие. ГТО ещё с советских времён такое, и ничего нового не изобрели. Школы остались те же, программы те же», – поделился мнением один из учителей.

Отношение к урокам физкультуры могли бы изменить новые информационные технологии: к примеру, интерактивное табло вместо доски, гаджеты, электронные табло. Но рассчитывать на их скорое появление в школах не приходится.  

Лень-матушка?

Нежелание ходить на физкультуру педагоги связывают еще и с банальной ленью. Однако признаются, что ситуация во многом зависит и от окружения. Если в классе большинство ребят активны, то и оставшиеся к ним подтягиваются – и наоборот. Да и сами физруки стараются подходить к каждому ученику индивидуально. Психологи, в свою очередь, проблему видят в другом.

Елена Калимуллина, врач-психотерапевт филиала ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева» «Нижнекамский психоневрологический диспансер»:

– Сейчас родители очень стремятся развивать детей в разных направлениях. Иногда даже сверх нормы – дополнительные занятия, репетиторы, олимпиады, онлайн-занятия... Сама школьная программа часто бывает перегружена, и у ребенка появляется астенический синдром. Отлынивание от уроков физкультуры может означать и своего рода подростковый протест. В этом случае важно понять, откуда у ребёнка такое поведение. Часто оно идёт от проблем в семье или в среде сверстников. Чего родителям точно не стоит делать однозначно, так это оставлять ребёнка один на один с этой проблемой.

Астенический синдром – патологическое состояние, проявляющееся усталостью, наступающей после обычной нагрузки. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушениями сна, вегетативными нарушениями. Развивается при хроническом переутомлении.

А что не так?

Материал был бы неполным, если бы я не выслушал мнение другой стороны – самих школьников. Об уроках физкультуры подрастающее поколение говорит, мягко говоря, без огонька.

Диана, ученица 9 класса:

– У детей разная физическая подготовка, а нормативы одни и те же, и они никак не варьируются. Буллинг (прим. ред. – травля) – не редкость, если ты не можешь их выполнить. Причём как со стороны сверстников, так и со стороны учителей.

Динара, ученица 10 класса:

– В школах нет душевых, и от этого после уроков физкультуры некомфортно. Во многих школах очень плохие раздевалки, и это тоже сильно влияет на желание ходить на физру.

Регина, ученица 9 класса:

– Раньше у нас в классе много человек прогуливали, сейчас таких мало. Поменялся физрук. Он помешан на спорте. От этого уроки только выигрывают. Чаще не ходят на занятия в бассейне. Как мне кажется, это из-за стеснения.

Альбина, ученица 10 класса:

– Я сама занимаюсь спортом, поэтому не считаю нужным ходить ещё и на физкультуру. Плюс ко всему там просто скучно, неинтересно.

Руслан, ученик 9 класса:

– Многие из моих одноклассников считают уроки физкультуры потерей времени. Кому-то она действительно нужна, а кто-то считает, что эти 45 минут можно потратить на что-то более важное.

В управлении образования, в свою очередь, мне ответили, что работа по популяризации этого предмета школьной программы ведётся активно:

«Проводятся спартакиады по параллелям, занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Кроме того, проводятся «Спартакиады отцов», семейные эстафеты, внутришкольные соревнования и недели спорта».

Только вот, судя по всему, этим нынешнюю молодёжь уже не заинтересовать – тут перестраиваться надо под современные реалии.

 

P. S.: Нормативы, материальная база, программа уроков, которая не обновляется десятилетиями… Пока эти вопросы не решатся, физкультура так и останется уроком, относиться к которому будут как к факультативу. И решать их, как мне видится, надо на самом верху.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):