Рад скомрах о своих домрах
«Сядьте прямо, плавно положите руку на гриф и зажмите пальцами струны», – преподаватель по классу домры Аниса Тагирова поправила мне плечи.
Я зажала железные струны музыкального инструмента и ахнула – подушечки пальцев с непривычки «заныли» от резкой боли.
Современные домрачеи
Мой преподаватель установила головку грифа на уровне плеча и велела расслабиться.
Я вдруг поняла, что нажать должным образом на них мне мешает мой маникюр.
«Вот так вот. Наши ученики ходят без длинных ногтей. Это очень мешает игре», – улыбнулась Аниса Мухаматовна и продолжила объяснять, как правильно держать инструмент.
Несмотря на неудобства, я приноровилась и смогла-таки сделать все правильно. Инструмент издал звонкий и в то же время мелодичный звук. Так как я держала его в руках впервые, удалось только побренчать. Но и этого было достаточно – уже через пару минут мои пальцы изнывали от боли.
Домра неожиданно ожила в руках преподавателя и «запела» песню «Выхожу один я на дорогу». Кабинет наполнился музыкой. Доиграв, она объяснила, что в древности на Руси музыкантов, играющих на домре, называли домрачеями. А вот современные исполнители стали уже домристами.
Восставшая из пепла
Как рассказала корреспонденту «Нижнекамской правды» Аниса Тагирова, сам инструмент имеет очень древние корни. История его происхождения неоднозначна. В музыкальном мире существуют две версии. Первая имеет восточные корни.
По некоторым источникам, активное использование домры в России начинается с 16 века. На нем играли скоморохи и развлекали народ. Очень легкий и компактный инструмент позволял бренчать на нем где угодно и когда угодно.
Скоморохи в основном высмеивали власть, богатых людей и церковников. В итоге начались гонения на них, а вместе с тем и на этот инструмент. В 1648 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ о запрете игры на домре, каралось даже ее элементарное хранение. После этого все инструменты были собраны и сожжены. С тех пор на некоторое время домра ушла в забвение.
Период возвращения инструмента на сцену приходится на конец 19 века. Восстать из пепла ему помог выдающийся исследователь и музыкант Василий Андреев. В 1896 году в Вятской губернии на крыше одного из домов он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив, что это и есть домра, он обратился к мастеру Семену Налимову. Вместе они смогли его восстановить. Он имел круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй.
Особенности географии
Современная домра отличается от своих «прадедов» не только материалом, но и конструкцией. На ней появились ладовые пластинки. Если старый инструмент был диатонический (расположенный или переходящий последовательно от одной ступени лада к другой – прим. авт.) и имел маленькое количество нот, которые можно было использовать, то со временем его сделали хроматическим (снабжённый особым приспособлением для получения полутонов – прим. авт.).
Круглый корпус благотворно влияет на акустические параметры. Полусферический, похожий на половинку арбуза, он служит определенным резонатором звука.
Исторически так сложилось, что на современной домре, на которой играют в наших широтах, всего три струны, а гриф имеет среднюю длину. А раньше длина грифа могла достигать до двух метров, он был значительно шире, что позволяло использовать большее количество струн, а завиток на конце был согнут.
Кстати, четырехструнные домры сохранились и сегодня. Ими пользуются музыканты, которые живут на Урале, Украине, Белоруссии.
«Когда я иногда езжу работать в жюри на конкурс в Ижевск, в Пермский край, то часто там вижу детей-исполнителей на четырехструнных домрах. Если у наших трехструнных квартовый строй, то у них он, как у скрипки. Это дает им возможность играть скрипичные произведения, не меняя их. А нам приходится приспосабливаться под возможности нашего инструмента», – рассказала Аниса Тагирова и заиграла задорную русскую народную песню «Светит месяц».
Кстати
Патриарх Никон в 1654 году приказал собрать у народа скоморошичьи «бесовские» инструменты. По историческим данным пять телег гуслей, домр и гудков сожгли на берегу Москвы-реки.
«Домровый Паганини» – так называют домриста А. А. Цыганкова, виртуозно владеющего техникой игры. Народные песни в его обработке зазвучали по-новому и приобрели неповторимый колорит.
Происхождение слова домбра до конца не изучено. В татарском языке думбра это балалайка, а домбура – гитара, на калмыцком – домбр означает то же, что и домбра, на турецом языке тамбура – это гитара, на монгольском языке домбура – это опять-таки домбра.
В 1989 году в Алматинской области был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента, похожего на домру и четырех танцующих человек в разных позах. Данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас он находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в Алматы.
В 2008 году в одной из тайных пещер в Монголо-Алтайской возвышенности – Жаргалант Каиркан – была найдена уникальная домбра, которой, как выяснили ученые, 1500 лет. Она была признана старейшим струнным музыкальным инструментом, существующим в мире.
Электродомбра – абсолютно новый инструмент. Впервые в мире его задумал и реализовал в 2010 году в Казахстане – Нуржан Тойшы. Электродомбыра повторяет внешний вид, тембральность классической, акустической казахской домбры, основными материалами которой были дерево и нейлон, но изготовлена электродомбыра из дерева, плетенных металлических струн одинакового диаметра и звукоснимающих принадлежностей, и не только, современной электрогитары.