Российским врачам разрешили не хранить врачебную тайну в отношении подростков
Заголовок в печатной версии газеты: «Тайная» поправка на трудный возраст
Эта тема широко не освещалась, только вот незначительной её не назовёшь, потому что касается она подростков в самом трудном, как принято считать, возрасте – 15-18 лет.
Речь о том, что теперь на эту молодёжь не распространяется закон о врачебной тайне. Ну а теперь подробнее…
Я ваша тайна?
Закон о врачебной тайне позволял подросткам хранить в секрете свои проблемы, с которыми они обращались к медикам. И в первую очередь – от родителей или опекунов. А ведь именно в этот переходный период и возникают проблемы, о которых говорить со взрослыми не принято: ранняя беременность, курение, употребление алкоголя, наркомания… Скрыть посещение врачей подросткам теперь не удастся. Вернее, не удастся скрыть не своё посещение, а то, с какими проблемами к медикам обратился ребёнок. Сообщать законным представителям ребёнка о диагнозах врачи не должны, но по их требованию информацию предоставить теперь обязаны. Поправку в 22 федеральный закон этим летом подписал президент России.
«Отцы и дети»
Хотя ответы для меня и были ожидаемы, я всё же решил проверить свои догадки и пообщался как с родителями, так и с детьми. Не всё оказалось столь однозначным.
Отцы
Виктор:
– Я считаю, что родители должны до достижения ребенком 18 лет знать всё. Потому что они родители, и от них зависит его будущее.
Елена:
– Мне кажется, что поправка правильная. Родители должны знать, чтобы помогать. Тут главное – палку не перегнуть, чтобы ребёнок не замкнулся в себе.
Анатолий:
– Раньше я бы ответил по-другому, но сейчас у меня четверо детей, и я считаю, что пока ребёнок не станет совершеннолетним, родители о нём должны знать если не всё, то в части здоровья, как физического, так и психологического, – всё. Для этого нужно, чтобы между родителем и ребёнком были доверительные отношения. А доверие рождается в воспитании и разговорах. Всё должно быть взаимно.
Дети порадовали своей рассудительностью. Лаконичных «за» или «против» я в ответ на свой вопрос не получил. Было видно, что эта тема подросткам интересна, поэтому и порассуждать на неё они готовы весьма откровенно. Даже ответы «за» попадались.
Дети
Динара:
– Я считаю, что это неправильно. Мне кажется, что с 15 до 18 лет подросток уже в достаточно сознательном возрасте, и он может сам решить – доверять своим родителям или нет. Я против разглашения врачебной тайны. Я за то, чтобы подросток сам решал, рассказывать родителям или нет. В этом вопросе всё индивидуально. У всех разные семьи и отношения внутри семьи. Где-то, узнав о проблеме, родители поддержат, подскажут, а у кого-то просто поругают или выгонят из дома.
Булат:
– В большинстве случаев родители преследуют цель убедиться в безопасности своего ребёнка, и лишь в незначительных ситуациях они хотят его контролировать. Я против этого.
Анна:
– Я отношусь к этому крайне отрицательно. По закону с 16 лет разрешается иметь половую связь. А сейчас, к примеру, если ребёнок сходит к гинекологу, о том, что она не девственница, узнают родители. И это не самое лучшее решение. Вдруг в семье у ребёнка присутствует домашнее насилие? Раньше, если девушка забеременеет, можно было втайне от родителей сделать аборт. Если родители строгие и категорически против таких мер, то ребёнку придётся рожать ребёнка. Это не очень хорошо.
Последнее прозвучало даже как-то пугающе. Но если дети об этом говорят, – значит, такое явление есть. И тут, скорее всего, корни уходят в семью, в воспитание.
Вопрос доверия
И всё-таки вопрос врачебной тайны напрямую связан с вопросом доверия. Подросток по-прежнему может посещать медицинские учреждения самостоятельно, без присутствия законных представителей. И помощь медиков может получать самостоятельно, и согласие на медицинское вмешательство подписывать. Но это касается государственных клиник и больниц. А вот с частниками могут возникнуть трудности, и вот почему.
Роза Юсупова, начальник юридического отдела ГАУЗ «Детская городская больница с перинатальным центром»:
– В частных медицинских центрах и клиниках необходимо подписывать договор оказания платной медицинской помощи, а подписывать его имеют право только законные представители, так как согласно Гражданскому кодексу сделки с несовершеннолетними от 14 до 18 лет заключаются с письменного согласия законных представителей, за исключением мелких бытовых сделок. Сфера медицинских услуг к таковым не относится.
То есть в данном случае вопрос доверия между родителями, опекунами и детьми встаёт ещё острее. Как бы не получилось так, что из-за такой инициативы взрослых дети лишний раз подумают, прежде чем обращаться за врачебной помощью…
Всё тайное становится явным
Вопрос медицинский, потому я решил пообщаться со специалистами из этой сферы. Побеседовать со мной согласилась врач-психотерапевт Елена Калимуллина. По словам медика, нынешнее общество достаточно инфантильное, да и дети взрослеют позднее, чем это было у старшего поколения. Ребёнок, пусть даже и старшего возраста, далеко не всегда осознаёт последствия сокрытия сведений о своём здоровье.
Елена Калимуллина, врач-психотерапевт:
– Многие подростки больше плывут по течению и не задумываются о том, что жизнь – это результат их выбора. Например, они могут отказаться от нездорового общения, ранних сексуальных связей, от употребления алкоголя, наркотиков, потому что отказ – это тоже выбор. Инфантильность свойственна подросткам, и это нормально, потому что те области мозга, которые отвечают за принятие решений, они окончательно формируются только после 20 лет. Именно эта особенность часто заставляет подвергать себя риску. То есть иногда подростки принимают решения слишком импульсивно и не всегда здраво могут оценить последствия своего выбора.
Просто так ребёнок к врачу не пойдёт. Чаще в случае обращения к врачу дети находятся в состоянии эмоционального стресса. А в такой ситуации вероятность, что подросток примет необдуманное решение, которое может ему навредить, возрастает в несколько раз. Что уж говорить, если даже взрослые в состоянии стресса не всегда принимают правильные решения. А ребёнку это гораздо сложнее.
Связь поколений
Так или иначе, проблема врачебной тайны тесно переплетается со связью поколений. А именно в той её части, которая касается взаимопонимания и доверия. Дети в силу ряда причин не всегда готовы сообщить родным о своих проблемах, и тут очень важно, чтобы лечащий врач мог грамотно и корректно побеседовать с родителями подростка. Многие трудности переходного возраста своё начало берут из семьи, и преодолевать их необходимо не отдельно с ребёнком или родителями, а сообща.
Елена Калимуллина, врач-психотерапевт:
– Надо рассматривать обязательно взаимодействие между родителями, детско-родительские отношения. Без этого никак не обойтись. В случае, если мы эту информацию будем скрывать от родителей, мы рискуем потерять этого ребёнка, потому что он бежит от семейных проблем, что называется, во все тяжкие. Если упустить подростка в этот период, то решить проблему потом становится всё сложнее и сложнее.