Кукольных дел мастер
Их нельзя купить, с ними нельзя играть, у каждой – свой характер и частичка души мастера. Группа детского сада №12 похожа на царство кукол.
Но отдельно от привычных фабричных изделий из пластмассы свое место на полках заняли тряпичные и войлочные куклы воспитателя Гулькей Вильдановой. Автор создает их по образу своих родных и знакомых.
«Влюбилась и пропала»
Сначала были Тильды. У них длинные или большие ножки, глазки-точечки на лице – отличительная черта этих кукол. По словам Гулькей Вильдановой, это для того, чтобы люди сами придумывали им образ и характер. Некоторым своим Тильдам она рисует лицо, чтобы получился завершенный образ. Сколько всего кукол было создано за шесть-семь лет, в течение которых Гулькей занимается этим творчеством, она не считала, но помнит образ каждой.
К этому хобби ее подтолкнула работа с детьми:
Первую коллекцию войлочных кукол Гулькей назвала «Воспоминаниями из детства», поскольку именно этот период жизни вдохновил ее на творчество. Самую первую куклу она сделала в какой-то степени похожей на свою бабушку, вторую – на ее соседку.
«Я выросла в деревне. Моя бабушка была наполовину слепой, но она всю жизнь вязала, шила, так как у нас в семье было пять девочек и каждую надо было одевать. Наверное, от нее ко мне перешла любовь к творчеству и рукоделию, мы с ней даже похожи внешне. Бабушки давно нет в живых, и когда смотрю на куклу, всегда вспоминаю ее. У этой куклы-бабушки есть соседка с козой. Во времена моего детства в нашей деревне только у бабушкиной соседки была коза. Когда создавала коллекцию, проживала детство заново. Есть в ней пионеры, а одна из кукол, как и я когда-то, не расстается с алифбой (азбукой). Здесь все мои соседские бабушки, доярки, трактористы, мама, папа и другие родные и знакомые».
Войлочные куклы нижнекамка создает в технике фелтинга – сухого валяния. Каждая кукла имеет каркас из проволоки, ноги автор делает из полимерной глины, запекая заготовки в духовке. Немало времени и сил она тратит на создание образа и одежды.
Образец для подражания
Как рассказала нам мастерица, проблем с вдохновением нет, бывает сложно найти подходящий материал:
Сейчас она вынашивает идею создания кукол в тематических нарядах. В прошлом году на городском конкурсе ростовых кукол Гулькей Вильданова представила куклу Любушку, с которой заняла первое место. Недавно смастерила маленькую копию Любушки, демонстрирующую наряд крестьянки.
«Лицо и руки у нее – из полимерной глины, делала их в специальных формах – молдах, а потом запекала в духовке. Туловище – набивка из синтепона. Формы для ног не могла найти нигде, использовала ноги от Барби. Лицо расписывала сама. Недавно нашла формы для ног, и уже не терпится приступить к созданию куклы в татарском национальном костюме», – говорит автор и тут же добавляет:
«Вообще, будучи педагогом, мечтаю создавать игровые куклы. Я вижу, в какие игрушки сейчас играют дети. Куклы – образец для подражания, они оказывают огромное влияние на психику ребенка, на формирование личности. Страшно представить, как некоторые современные игрушки могут повлиять на подрастающее поколение. Поэтому многие мои куклы «живут» в садике, просто периодически меняю одних на других в зависимости от каких-то событий, времен года или от того, какое занятие проводится в группе. Дети знают, что с этими куклами нельзя играть. Хочется смастерить куклы, с которыми можно поиграть и научиться чему-то хорошему».
Главный секрет вдохновения, по мнению мастерицы, в том, что за работу нужно браться, только находясь в хорошем настроении. В этом случае ручная работа будет нести в себе положительную энергетику.