Как на урок, так за живот: почему школьники не любят физкультуру?
Заголовок материала в печатной версии газеты: Нелюбимая «физра».
Физкультура. Раньше и представить было трудно, что один из самых любимых школьных уроков можно прогулять! Сейчас всё совсем по-другому. Практически в любом классе есть те, кто отсиживается на скамейке.
То форму спортивную забыл, то справка об освобождении у подростка имеется. Разберемся, как и почему пропал интерес школьников к физкультуре, которая вошла в разряд необязательных уроков…
Лично для меня физкультура никогда не была в тягость. Хотя я и не был спортивным ребёнком, этот предмет не прогуливал, как, впрочем, и мои одноклассники. У нас там скучно не было. Что так кардинально поменялось спустя 16 лет (школу я окончил в 2005-м)? Чтобы это выяснить, снова отправился в школьный спортзал, и там в тренерской у меня завязался весьма откровенный разговор с физруками… Правда, говорить со мной педагоги согласились на анонимной основе.
Создать «обёртку»
«Крайне важна сама инфраструктура – хорошие мячи, уютные спортивные залы, та же душевая. Обёртка, одним словом. Ведь если ребёнок придёт в хороший спортзал, то ему и самому захочется скорее пойти и позаниматься», – начал разговор один из учителей. Беседа обещала быть обстоятельной. Педагогам явно хотелось высказаться.
Окидываю взглядом зал. Условия с той поры, когда я сам был школьником, изменились не сильно, а вот требования учеников, по словам физруков, стали выше. Чтобы хоть как-то им соответствовать, учителям нередко приходится чуть ли не за свой счёт покупать недостающий инвентарь.
В Нижнекамском районе учителями физкультуры укомплектованы все школы. 13 человек работают по совместительству, одна вакансия свободна. Ставка – 14 236 рублей, заработная плата формируется от количества часов, категории и стажа работы (в среднем 25-30 тыс. рублей)
Централизованного финансирования сейчас нет. Каждая школа выкручивается как может. Это же касается и внутришкольных соревнований. Наградной материал школы организуют за свой счёт. Мои собеседники признались, что зачастую даже грамоты на свои кровные печатают. Отчасти это мне подтвердили и в управлении образования:
Портрет «уклониста»
Чем старше класс, тем больше «уклонистов». Как бы то ни было, без оценки школьник остаться не может. И чтобы решить этот вопрос, предмет из практической плоскости учителя переводят теоретическую.
Программы по лечебной физкультуре есть, но в сетке расписания они не стоят и не оплачиваются. Так и получается, что уроки, нацеленные на повышение активности школьников, переходят в «эпистолярный» жанр. Кого больше среди юных «акул пера», я поинтересовался у медиков.
Эльмира Хафизова, заведующая поликлиникой №2:
Зато на вопрос о том, сколько школьников не посещают уроки, в управлении образования мне ответили: «Все учащиеся посещают уроки физической культуры». Выходит, чтобы получить оценку, достаточно просто присутствовать на уроке. Но тогда какой смысл вообще в предмете остаётся?
Застряли в прошлом
Программа уроков физкультуры не меняется десятилетиями. Физкультурники согласились, что новые виды занятий могли бы привлечь молодёжь. Но, опять-таки, для этого необходимо совершенствовать условия, в которых детям предстоит заниматься.
«Мне сказали за неделю собрать школьную команду по регби. Но мы правил не знаем, формы у нас нет, спорт травмоопасный. Хотели ввести бадминтон – так у нас и ракеток нет. Говорили о гольфе – только где в него играть? Много чего хотят ввести на бумаге, а по факту даже скакалок не хватает. Есть школы, в которых только один волейбольный мяч. Как учить детей в такой ситуации?» – рассказали учителя.
Последние годы снова активно внедряется комплекс ГТО. Но принимать нормы учителя не могут – «корочек» соответствующих нет, а отчёты требуют. Работать приходится по старинке.
Отношение к урокам физкультуры могли бы изменить новые информационные технологии: к примеру, интерактивное табло вместо доски, гаджеты, электронные табло. Но рассчитывать на их скорое появление в школах не приходится.
Лень-матушка?
Нежелание ходить на физкультуру педагоги связывают еще и с банальной ленью. Однако признаются, что ситуация во многом зависит и от окружения. Если в классе большинство ребят активны, то и оставшиеся к ним подтягиваются – и наоборот. Да и сами физруки стараются подходить к каждому ученику индивидуально. Психологи, в свою очередь, проблему видят в другом.
Елена Калимуллина, врач-психотерапевт филиала ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева» «Нижнекамский психоневрологический диспансер»:
Астенический синдром – патологическое состояние, проявляющееся усталостью, наступающей после обычной нагрузки. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушениями сна, вегетативными нарушениями. Развивается при хроническом переутомлении.
А что не так?
Материал был бы неполным, если бы я не выслушал мнение другой стороны – самих школьников. Об уроках физкультуры подрастающее поколение говорит, мягко говоря, без огонька.
Диана, ученица 9 класса:
– У детей разная физическая подготовка, а нормативы одни и те же, и они никак не варьируются. Буллинг (прим. ред. – травля) – не редкость, если ты не можешь их выполнить. Причём как со стороны сверстников, так и со стороны учителей.
Динара, ученица 10 класса:
– В школах нет душевых, и от этого после уроков физкультуры некомфортно. Во многих школах очень плохие раздевалки, и это тоже сильно влияет на желание ходить на физру.
Регина, ученица 9 класса:
– Раньше у нас в классе много человек прогуливали, сейчас таких мало. Поменялся физрук. Он помешан на спорте. От этого уроки только выигрывают. Чаще не ходят на занятия в бассейне. Как мне кажется, это из-за стеснения.
Альбина, ученица 10 класса:
– Я сама занимаюсь спортом, поэтому не считаю нужным ходить ещё и на физкультуру. Плюс ко всему там просто скучно, неинтересно.
Руслан, ученик 9 класса:
– Многие из моих одноклассников считают уроки физкультуры потерей времени. Кому-то она действительно нужна, а кто-то считает, что эти 45 минут можно потратить на что-то более важное.
В управлении образования, в свою очередь, мне ответили, что работа по популяризации этого предмета школьной программы ведётся активно:
Только вот, судя по всему, этим нынешнюю молодёжь уже не заинтересовать – тут перестраиваться надо под современные реалии.
P. S.: Нормативы, материальная база, программа уроков, которая не обновляется десятилетиями… Пока эти вопросы не решатся, физкультура так и останется уроком, относиться к которому будут как к факультативу. И решать их, как мне видится, надо на самом верху.