Есть ли в городе чуваши?
Мало кто знает, но история возникновения «Чувашского общества» в Нижнекамске напрямую связана с «Нижнекамской правдой» («Ленинской правдой»).
В 1989 году Наталья Зотеева, одна из основателей этого общества, задалась вопросом: «Есть ли в нашем городе чуваши?». В управлении культуры её направили в редакцию газеты, где главредом тогда был Владимир Данилов, чуваш по национальности.
Вот так с одного маленького объявления и началась история, которая длится уже 32 года…
САМОБЫТНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК
В тот же год 1 декабря чуваши Нижнекамска организовали свою первую встречу. Пришли порядка двадцати человек и решили, что нести свою культуру в массы надо через искусство. А вскоре появились ансамбль «Шанкарав» и национальный театр «Тамаша». Чувашский хор начинал с фольклора, постепенно пополняя свой репертуар композициями на стихи чувашских поэтов. Яркий и звонкий коллектив не зря назвали «Шанкарав». На русский язык это название переводится как «колокольчик».
Свой особый колорит чувашское общество доводило до нижнекамцев и со сценических подмостков. Театр «Тамаша» был образован в 1991 году, а уже в 1992-м дал свой первый спектакль. Коллектив гастролирует и радует своих зрителей и по сей день, объездив десятки городов не только Татарстана, но и за его пределами.
«За основу большинства постановок мы брали произведения чувашских драматургов. Но у них язык другой и не всем понятен, поэтому мне приходилось переписывать их на новый лад», – рассказывает основатель театра Наталья Зотеева.
КĔСКЕ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ БЕРЕЖЁТ
Привлекали творческие коллективы не только постановками и композициями, но и ярким, самобытным сценическим видом. Первое время костюмы артистам приходилось шить своими руками. Кто-то из дома приносил то, что осталось от родителей, бабушек и дедушек. Последние как раз и делились тем, какими должны быть канонические наряды.
И тут про них стоит рассказать отдельно. Чувашская народная одежда – это памятник культуры, который создавался тысячелетиями! По строгому, но броскому орнаменту можно узнать не только о возрасте его хозяина, но и о статусе, принадлежности к роду. Главные цвета – красный и белый. Древние чуваши верили, что именно эти цвета обозначают сакральную чистоту.
В основе костюма лежат представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонним мирами. Основа всех чувашских одеяний – белая рубаха (кĕпе). На женских рубахах часто встречаются узоры-обереги (кĕске). По поверьям, они защищают владелицу от злых духов.
ХОРОВОДЫ, ИГРИЩА И… ОВЦЫ!
Самым известным и почитаемым событием у чувашей является Уяв – своего рода кульминация летнего цикла их обрядового календаря, а также место встречи родственников, друзей, односельчан. Это многолюдный шумный праздник со скачками, хороводами, выступлениями артистов. Нередко именно Уяв становится частью театральных постановок.
Уяв для чувашей – как Сабантуй для татар или Масленица для русских. Ещё одним большим праздником является Сурхури: старинный праздник совпадает с Рождеством и продолжается до Крещения. И тут интересное совпадение! Валенок кидают так же, как и русские на Святки, а ещё есть другой способ. Ровно в полночь молодые люди шли к овчарне и в темноте хватали овцу за ногу. Если белая – значит, суженым блондин будет, чёрная – брюнет.
5 ФАКТОВ О ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ
В чувашском языке нет частицы «да». Вместо этого слова используется повтор глагола. Например, положительный ответ на вопрос «Ты придешь?» звучит так: «Эсе килетен-и?» – «Килетеп».
• На музыкальных инструментах не играют – с их помощью говорят. Например, «флейтăпа кала» (сказать на флейте).
• Русский язык заимствовал из древнечувашского (булгарского) языка около ста слов. Среди них: жемчуг, овраг, серьга, хозяин и др.
• В чувашском языке существует около 50 синонимов к слову «красивый».
• Современный литературный чувашский язык сформировался в конце XIX века.
• Нет исконно чувашских слов, начинающихся со звонких согласных. Все имеющиеся – заимствования из русского языка.
*По материалам туристического портала Чебоксар
ЧУВАШСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Удивительно, насколько культура чувашского народа тесно переплетена с культурой других национальностей. И в народном фольклоре это видно лучше всего на примере пословиц.
Ø Кÿршĕ-аршă аякри тăванран па- ха. – Соседи дороже дальних родичей.
Ø Юлташсăр çын тымарсăр йывăç пек. – Человек без друзей, что дерево без корней.
Ø Лайăх ят мултан та паха. – Добрая слава ценнее богатства.
Ø Çынтан сахал илсе нумай пар. – Бери у людей мало, но давай много.
Ø Шанчăклă тусăн хакĕ çук. – Надежный друг цены не имеет.
Ø Çулман курăк утă мар. – Нескошенная трава – не сено.
Ø Куçпа курсан урапа тар. – Увидишь глазами, беги ногами.
Ø Вăрçă чарăнсан паттăр нумай. – После войны героев много.
Ø Çип ăçтан çинçе, çавăнтан татăлать. – Нить в тонком месте рвется.
Ø Паракантан ил, çапакантан тар. – Бери, когда дают, беги, когда бьют.
Чуваши – третий по численности народ в Татарстане после русских и татар. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, их насчитывается чуть больше 116 тысяч человек (3,1 % от общего числа населения республики).