-2°
Солнечноветер 1,8 м/с, ЮВ

16+

«Я даю тебе имя»: поверья татарского народа, связанные с появлением младенца и обрядом имянаречения

29-08-2021, 09:42
«Я даю тебе имя»: поверья татарского народа, связанные с появлением младенца и обрядом имянаречения

Название материала в печатной версии газеты: «Я даю тебе имя»


«С именем твоим, Аллах мой, я улёгся на бок, и с именем твоим я поднимусь. Если ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её». В детстве эту молитву читала моя бабушка, укладывая меня спать.

И уже будучи взрослой, я узнала, что это был один из ритуалов татарского народа – для защиты маленьких детей.

РУКОДЕЛИЕ ПОД ЗАПРЕТОМ


О приметах и поверьях татарского этноса и пойдет наш сегодняшний рассказ. Многие из них уже канули в Лету, другие продолжают жить в татарских семьях. Сегодня мы поговорим о тех, которые связаны с появлением младенца и обрядом имянаречения – «исем кушу».

Моя собеседница – старший воспитатель детского сада № 49 и член общества татарских женщин «Ак калфак» Айзира Шакирьянова.

«Когда я ждала ребёнка, моя бабушка постоянно предупреждала: "Не вяжи – ребенку пуповину свяжешь". Вообще любые нитки из рук забирала. У татар считалось, что таким образом можно запутать пупочный канатик младенца. А еще, согласно древним татарским поверьям, во время беременности злые духи могли подменить или даже умертвить малыша в утробе. Поэтому беременную женщину родня старалась не оставлять надолго одну», – поделилась своими знаниями Айзира.

ЖЕЛЕЗО ОТ ШАЙТАНА

Много примет и обычаев связано с ритуалом имянаречения. До сих пор в деревнях к приезду из роддома готовят бишек – подвесную колыбельку, которую крепят к потолку. В течение десяти дней, до обряда имянаречения, ребенка показывают только родственникам, да и то перед их визитом лоб младенца мажут помадой, солью или углём от сглаза. Эти десять дней, по поверьям, самые опасные для новорождённого.

«Наши предки были уверены, что младенец без имени словно живет между двух миров, и его может забрать шайтан (по-татарски – бес). Чтобы избежать нападения злых духов, под подушку принято класть что-то железное. Татары верят, что железо защитит душу ребенка и подарит ему спокойный сон», – рассказывает Айзира.

Но времена меняются. Теперь так строго обрядов не придерживаются. И если раньше имя ребенку старались не давать заранее – боялись, что можно сглазить, – то сейчас даже одежду покупают с уже вышитыми именами.

БАННЫЙ ВЕНИК ОТ ДЕДУШКИ

Подготовка к обряду имянаречения – целый ритуал, который до сих пор соблюдается во многих татарских семьях – даже в городских. Особая роль здесь принадлежит бабушкам и дедушкам. Именно они должны собрать банный веник из душистых трав и березовых листьев. Малыша моют, мягко поглаживая этим веником, и желают при этом крепкого здоровья и счастья. После водных процедур на ножки обязательно надевают связанные бабушкой пинетки. Но и это еще не все. Именно старшее поколение собирает особую подушку – именную. На ней ребенок будет лежать во время имя-наречения.

ПО ТРИ РАЗА В КАЖДОЕ УХО


Верующие семьи обязательно проводят обряд имянаречения. Имена выбирают исконно татарские и приглашают в дом муллу. Настает заветный час. Приходит мулла, читает проповедь для всех собравшихся. Затем просит вынести к нему ребенка, спрашивает, какое имя хотят дать своему сыну или дочери родители. Случается, что оно не подходит по мусульманским канонам, и тогда семье предлагают придумать другое. Когда все приходят к согласию, мулла произносит имя прямо ребенку в ушко – и так три раза.

Этого требует обычай. Есть поверье: если ребенок во время обряда заплачет, значит, имя ему понравилось и принесет счастье. Этим криком младенец как бы дает свое согласие на то, чтобы его так назвали.

ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ

После обряда мулла вручает родителям документ о том, что проведен обряд имянаречения. С этих пор ребенок получает покровительство высших сил. А у родителей появляется уверенность и спокойствие за душу младенца.

После этого всех приглашают к праздничному столу. На нем обязательно должны быть суп-лапша с халяльной бараниной или говядиной и, конечно же, большой бэлиш (пирог с картошкой и мясом). Бабушки, дедушки, родственники – важные гости. Но у татар и к соседям особое отношение. «Когда нужна помощь, ты первым делом к кому бежишь? К соседям! Они порой становятся ближе родственников. Во время таких важных событий, как имянаречение, соседи – почетные гости. Очень важно, чтобы они остались довольны угощениями», – советует Айзира.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):