«Я даю тебе имя»: поверья татарского народа, связанные с появлением младенца и обрядом имянаречения
Название материала в печатной версии газеты: «Я даю тебе имя»
«С именем твоим, Аллах мой, я улёгся на бок, и с именем твоим я поднимусь. Если ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её». В детстве эту молитву читала моя бабушка, укладывая меня спать.
И уже будучи взрослой, я узнала, что это был один из ритуалов татарского народа – для защиты маленьких детей.
РУКОДЕЛИЕ ПОД ЗАПРЕТОМ
О приметах и поверьях татарского этноса и пойдет наш сегодняшний рассказ. Многие из них уже канули в Лету, другие продолжают жить в татарских семьях. Сегодня мы поговорим о тех, которые связаны с появлением младенца и обрядом имянаречения – «исем кушу».
Моя собеседница – старший воспитатель детского сада № 49 и член общества татарских женщин «Ак калфак» Айзира Шакирьянова.
ЖЕЛЕЗО ОТ ШАЙТАНА
Много примет и обычаев связано с ритуалом имянаречения. До сих пор в деревнях к приезду из роддома готовят бишек – подвесную колыбельку, которую крепят к потолку. В течение десяти дней, до обряда имянаречения, ребенка показывают только родственникам, да и то перед их визитом лоб младенца мажут помадой, солью или углём от сглаза. Эти десять дней, по поверьям, самые опасные для новорождённого.
Но времена меняются. Теперь так строго обрядов не придерживаются. И если раньше имя ребенку старались не давать заранее – боялись, что можно сглазить, – то сейчас даже одежду покупают с уже вышитыми именами.
БАННЫЙ ВЕНИК ОТ ДЕДУШКИ
Подготовка к обряду имянаречения – целый ритуал, который до сих пор соблюдается во многих татарских семьях – даже в городских. Особая роль здесь принадлежит бабушкам и дедушкам. Именно они должны собрать банный веник из душистых трав и березовых листьев. Малыша моют, мягко поглаживая этим веником, и желают при этом крепкого здоровья и счастья. После водных процедур на ножки обязательно надевают связанные бабушкой пинетки. Но и это еще не все. Именно старшее поколение собирает особую подушку – именную. На ней ребенок будет лежать во время имя-наречения.
ПО ТРИ РАЗА В КАЖДОЕ УХО
Верующие семьи обязательно проводят обряд имянаречения. Имена выбирают исконно татарские и приглашают в дом муллу. Настает заветный час. Приходит мулла, читает проповедь для всех собравшихся. Затем просит вынести к нему ребенка, спрашивает, какое имя хотят дать своему сыну или дочери родители. Случается, что оно не подходит по мусульманским канонам, и тогда семье предлагают придумать другое. Когда все приходят к согласию, мулла произносит имя прямо ребенку в ушко – и так три раза.
Этого требует обычай. Есть поверье: если ребенок во время обряда заплачет, значит, имя ему понравилось и принесет счастье. Этим криком младенец как бы дает свое согласие на то, чтобы его так назвали.
ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ
После обряда мулла вручает родителям документ о том, что проведен обряд имянаречения. С этих пор ребенок получает покровительство высших сил. А у родителей появляется уверенность и спокойствие за душу младенца.
После этого всех приглашают к праздничному столу. На нем обязательно должны быть суп-лапша с халяльной бараниной или говядиной и, конечно же, большой бэлиш (пирог с картошкой и мясом). Бабушки, дедушки, родственники – важные гости. Но у татар и к соседям особое отношение. «Когда нужна помощь, ты первым делом к кому бежишь? К соседям! Они порой становятся ближе родственников. Во время таких важных событий, как имянаречение, соседи – почетные гости. Очень важно, чтобы они остались довольны угощениями», – советует Айзира.