+2°
Пасмурноветер 2,6 м/с, ЮВ

16+

Дистанционное мошенничество. «Предупреждён — значит вооружен!»

6-05-2024, 11:00
Дистанционное мошенничество. «Предупреждён — значит вооружен!»
Начальник управления МВД России по Нижнекамскому району полковник полиции Айдар Фасхутдинов

На вопросы редакции сайта телеканала «НТР 24» ответил начальник управления МВД России по Нижнекамскому району полковник полиции Айдар Фасхутдинов.

Как часто нижнекамцы попадаются на уловки мошенников? Только ли пожилые становятся их жертвами?

Количество жертв аферистов неуклонно растет. Люди переводят злоумышленникам свои накопления, берут миллионные кредиты и продают квартиры, чтобы потом добровольно расстаться с деньгами.

По сравнению с прошлым годом в текущем году в Нижнекамском районе количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий не намного возросло. Как рассказал Айдар Фасхутдинов, на текущий период в нашем районе зарегистрировано 233 таких преступлений (за аналогичный период 2023 года — 229 преступлений).

Жертвой мошенников чаще всего становятся наиболее социально уязвимые категории населения: дети и пожилые люди. Особенно актуальна проблема мошенничества в отношении одиноких стариков, сказывается обостренная потребность в общении, ограничение возможности обратиться за помощью, изолированность, неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями. Это во многом обусловливает то, что пожилые люди становятся одной из наиболее социально незащищенных категорий населения.

«Есть одно распространенное мнение, что молодость — это что-то вроде иммунитета от мошенников. Но это не так. Интернет-мошенничество становится по-настоящему массовым и изощренным. На уловки мошенников попадаются абсолютно все социальные категории граждан: студенты, рабочие, работники бюджетной сферы, предприниматели, самозанятые… Мошенники часто используют популярные сервисы, такие, как „Бла-Бла-Кар“, в банковской сфере — имитацию робота-помощника. Злоумышленники используют также „подмену номера“, когда гражданам поступает звонок с номера телефона реальной организации или учреждения», — отметил начальник УМВД.

Расскажите о самых распространенных схемах

Основная схема осуществляется посредством различных мессенджеров: WhatsApp, Viber, Телеграм. Потерпевшему поступает звонок с логотипом банка. Злоумышленник, представляясь его сотрудником, сообщает гражданину о том, что ему нужно установить специальную программу для безопасного перевода денег. Эта программа дает преступнику удаленный доступ к устройству своей жертвы. Узнав от гражданина код доступа к данной программе, злоумышленник получает полный контроль над его устройством. Дальше мошенник просто переводит чужие деньги на свой счет.

Злоумышленник может действовать и под видом правоохранителя. Он звонит жертве и говорит, что банк заметил, как неустановленное лицо по доверенности пыталось получить деньги гражданина. Затем лже-правоохранитель переадресовывает звонок якобы на Центральный банк, где лже-сотрудник предлагает перевести деньги на безопасный счет.

Следующая схема осуществляется при продаже товара в Интернете. Злоумышленник просит покупателя оплатить товар, после чего обещает его доставить. После получения денег он перестает выходить на связь.

Встречаются и недобросовестные покупатели. В переписке они предлагают продавцу оплатить товар по безопасной сделке торговой площадки. Однако вместо реальной ссылки присылает свою. Продавец вводит данные карты и они оказываются в свободном доступе мошенника.

Имеют место взломы страниц в соцсетях, когда приходят письма от имени знакомых с просьбой занять денежные средства. Достоверность такого письма обязательно нужно перепроверять.

Каков алгоритм действий, если человек понял, что его обманули?

«Главный совет — скорее подайте заявление в полицию». Начальник управления напоминает о правиле «золотого часа». «Если потерпевший обратится в полицию в течение часа после передачи денег, их будет легче вернуть. В ином случае — крайне проблематично».

Правоохранители просят нижнекамцев не верить телефонным незнакомцам, не сообщать им личные данные и данные банковских карт, а тем более не переводить деньги, даже если на том конце провода представились сотрудником правоохранительных органов, ФСБ, банка или сообщают о несчастье, которое случилось с родственниками.

Как не стать жертвами мошенников?

Современный человек уже не представляет свою жизнь без разнообразных высокотехнологичных устройств — пластиковых карт, мобильных телефонов и компьютеров. При этом постоянно появляются новые программы, удобные сервисы, интернет-площадки. Всё это делает нашу жизнь удобнее, но, к сожалению, не безопаснее. С развитием технологий распространение получили и новые виды имущественных преступлений.

Несмотря на многочисленные профилактические беседы, мероприятия, которые проводят сотрудники полиции с населением с целью предупреждения случаев мошенничества, проблема распространения этих преступлений не теряет актуальности. Мошенники изобретают всё новые и новые способы обмана граждан. Злоумышленники оказывают, прежде всего, психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные данные, перевел им деньги или даже взял для них кредит.

Сотрудники полиции в очередной раз напоминают гражданам о том, что следует быть внимательными, помнить, что мошенники используют специальную технику ведения разговора, все действия они предлагают совершить срочно, немедленно, прямо сейчас, и как можно дольше стараются удержать потерпевшего на связи. Также они не дают чётких и однозначных ответов на вопросы.

Чтобы не стать жертвой мошенника, нужно следовать простым правилам: не доверять никому, быть бдительными, перепроверять информацию, а если вам поступил подозрительный звонок — немедленно прекратить разговор и перезвонить самостоятельно в банк по официальным номерам телефона.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):