Максим Шевченко: Скажите мне, хоть один русский, изучая татарский язык, перестал быть русским?!
Публицист и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, опубликовал на своём Youtube-канале видеоролик «Зачем татарский язык русскому человеку», в котором он высказал свою точку зрения на сложившуюся в Татарстане языковую ситуацию.
ИА «Татар-информ» публикует текст видеообращения Максима Шевченко.
- Поговорим сегодня о национальных языках, запрете их изучения, как это многими интерпретируется, и, главное, о проблеме с Татарстаном, где прокуратура проверяет школы республики на предмет уменьшения преподавания русского языка в интересах татарского.
Я заявляю только свою позицию, и моя позиция тут принципиальна. Я считаю, что это конфликт не за русский язык и не против русского языка, а это конфликт за две версии страны. Первая версия страны – Россия является Европой. Но, как мы знаем, единственным европейцем в нашей стране является государство. Поэтому когда вы где-то слышите, что Россия – это Европа, то имейте в виду, что это только интересы чиновников и государство, которое имеет в Европе свое имущество, свои деньги, и их бизнес-сделки ориентированы на Европу. Конечно же, при трезвом уме и ясном взгляде очевидно, что Россия — никакая не Европа, более того, Европа всегда относилась к России как к источнику дохода и как к объекту экспансии. Российская империя, Российское государство или ельцинское государство — это были государства, которые классики называли «смотрящими» Запада за Евразией. То есть Российской Империи, согласно Марксу, было позволено стоять на коленях перед более сильными хищниками – Англией, Францией, Германией, и грабить слабые народы. Это суть того, что Россия — это часть Европы.
Вторая версия — Россия произошла в ходе сложной истории, которая включала в себя сильный евразийский компонент, который мы знаем как Золотая Орда и то, что московские князья получали княжения от Золотой Орды. Золотая Орда была государством, где при правящей монгольской династии Чингизидов народам было даровано огромное количество разных языков и религий. Золотая Орда была на самом деле государством религиозной свободы и терпимости, — как говорится, подчиняйся основному закону, Ясе Чингисхана, и все будет хорошо.
В рамках первой концепции «Россия — Европа» никакие национальные языки вообще не нужны как политический фактор. Нужна Российская Федерация как глобальная корпорация, которая управляется Роснефтью, Газпромом, Ростехом и другими корпоративными структурами, которые граждан, лишенных гражданских прав (а национальное является частью гражданских прав), выстраивает как членов южнокорейской корпорации типа Samsung или LG. Результаты их труда, а точнее эксплуатации труда, правящие элиты, которые входят в руководство государства-корпорации продают на Запад, в Китай, на Восток.
Таким образом, мы все, народ, пользуемся объедками с их барского стола, а они разруливают корпоративное государство, в котором есть один язык — русский, одна политическая система.
Кризис лицемерия в России дошел до предела, согласно статье Суркова, и скоро будут отброшены все эти демократические лицемерные слова, которые просто потребляют бюджеты. Все равно все решения проводятся не в Государственной Думе: они просто принимаются Государственной Думой. Понятно, что наверху, а потом спускаются к Государственной Думе. И позволила бы себе Государственная Дума не согласится хоть с чем-то, что ей спускается со Старой площади.
Такого случая мы даже не припомним, может, кто-то мне подскажет, что я был не прав? Так зачем это лицемерие? Давайте просто напрямую перейдем к государственной корпорации – все национальные республики будут переименованы в губернии или в какие-то экономические секторы по принципу управления, например, на основе округов. И таким образом Россия примет тот облик, который ей предписан современным разделением труда, - облик некой глобальной корпорации, которая добывает энергоресурсы, перерабатывает металл и производит оружие, продавая его миру. Может быть, разрешат еще производить продовольствие и, конечно же, электроэнергию, и еще мы должны быть местом для отходов.
Вторая концепция «ордынская»: множество языков и цветущая сложность подразумевает, что мы не часть Запада, мы уникальное политическое образование между Китаем и Европой, которое имеет собственную историю. Мы наследники Атиллы и Чингисхана. Народы, которые входили в армию Атиллы, в армию Чингисхана и в армию Ивана Грозного, если на то пошло, которая была интернациональна. Это народы разные – со своими языками, своими религиями, своими исконными территориями. Поэтому федерализм является продолжением евразийской концепцией России. Поэтому изучение языков является антиевропейской, антизападной концепцией Российской Федерации, а не просто корпорации Россия, которая была нам описана в правоконсервативной книге «Проект Россия».
Мальчики или девочки, учащиеся в Татарстане в Российской Федерации, предположим, изучают татарский язык. Перейдем на простой человеческий формат. Ну скажите мне, хоть один русский, изучая татарский язык, перестал быть русским? Национальность - это то, как мы сами себя чувствуем. Кровь ничего не определяет, кровь определяет признаки, которые нам передаются от родителей и наших предков. Если бы кровь определяла национальность, Пушкин был бы эфиопом или арапом. Он считал себя русским, потому что это было его ощущением. Этот маленький, чернявый, кучерявый человек небольшого роста с длинным носом и отвисшими губами был абсолютно русским, он себя не мыслил другим человеком. Итак, как мы себя ощущаем, такими мы и будем. Вопрос: надо ли изучать в школах Татарстана татарский язык? Ну слушайте, а химию надо? А биологию надо? А кому из вас в жизни это понадобилось? А кому из вас в жизни понадобилось обществоведение? Тем, кто этим занимается, правильно.
Я считаю, что ребенка надо нагружать всем тем, что развивает его мозги и помогает ему в жизни. Помогает ли русскому мальчику или русской девочке, живущим в Татарстане, знание татарского языка? Да, безусловно, помогает. Вы по улице Тукая пройдитесь вечером, в центре Казани, если вам 15 лет. Если вы знаете татарский язык, у вас будет, условно говоря, один разговор с окружающей средой. Если вы не знаете, то это будет совсем другая, конфликтная ситуация. Так же в Челнах и Елабуге. Так же, как татарин изучает русский язык не потому, что он любит Конституцию, а потому что он понимает, что это язык политики, образования, развития, так же русский изучает татарский язык, потому что это помогает ему жить в Татарстане. Допустим, русского в Мордовии заставлять изучать татарский язык – это, конечно, безобразие. Но изучать, между прочим, хотя бы язык эрзя или мокша в Мордовии, почему бы и нет, в конце-то концов. А что в этом такого? А в Коми язык коми изучать. Это плохо будет, если ребенок будет знать помимо какой-нибудь валентности (которую я с ужасом вспоминаю из своей школы) или какой-нибудь гетерозиготы (которую я не знал бы всю жизнь, и жизнь моя была бы здоровее), будет знать какой-нибудь местный язык?
Зная татарский язык (мне очень жаль, что я не живу в Татарстане), я бы свободно себя чувствовал в Турции, в Азербайджане, в Узбекистане, в Туркменистане, в Киргизии и во многих других тюркских регионах. Я бы общался с якутами, общался с хакасами, и общался бы даже с родиной Сергея Кужугетовича Шойгу, Тувой, где тоже тюркские языки. Огромная масса людей говорит на этом языке. Поэтому это вопрос совершенно не защиты русского языка, это вопрос двух концепций развития России: или мы приложение к Западу - огромная корпорация, которая в интересах правящих семей, новых патрициев, работает на мировой рынок, либо мы союз свободных народов с языками, территориями и историей. Я предпочитаю второй вариант. Борьба за татарский язык сегодня - борьба за русский язык и другие языки. Это борьба за свободу и демократию, за то, чтобы мы не были колонией Запада.