Людмила Вахитова: «К юбилею Каму переплыву!»
«Единственный в Нижнекамске народный учитель Республики Татарстан!» – так мне заочно представили мою будущую собеседницу. Преподаёт она русский язык и литературу, а именно к этим предметникам у меня своё, особенное отношение.
Долго об интервью договариваться не пришлось. И вот я уже на месте – в музее первостроителей Нижнекамского политехнического колледжа имени Королёва…
Хранитель памяти
Моя визави, Людмила Трофимовна Вахитова, помимо педагогической деятельности курирует работу музея. Там мы и встретились. Она в буквальном смысле – хранитель памяти.
Голос хрупкой импозантной женщины звучал уверенно. По-другому и быть не могло: всё-таки больше полувека педагогического стажа за плечами!
Людмила Вахитова призналась, что сроднилась с музеем и испытывает особую гордость, когда приходят первостроители и радуются тому, что о них не забыли.
Мы подошли к экспозиции с личными вещами Евгения Королёва, и тут Людмила Трофимовна оживилась: «Вот мой любимый экспонат – сахарница, которой более 100 лет! Её нам подарила сестра Евгения Никифоровича. Это сахарница из детства Королёва!»
Мы шли по музею, и я поинтересовался, есть ли среди экспонатов вещи, которые принесла сама Людмила Вахитова. Она ответила: «Лампу керосиновую я принесла. А вот моя табуретка, ещё с 60-х годов! Можно сказать, что это была моя первая мебель в Нижнекамске!»
Из Узбекистана в Татарстан
Родом Людмила Вахитова из небольшого села Юхмачи Алькеевского района. После Тетюшского педучилища поступила в Казанский госуниверситет. В 1967 году по окончании вуза её отправили преподавать русский язык в небольшой узбекский город Денау. Вот как это время вспоминает сама Людмила Трофимовна: «После университета меня направили в Каганское педучилище. В Узбекистан мы поехали с одногруппницей, и она мне сказала: «Ты что, меня одну здесь оставишь?» Ну так я с ней и осталась там, ни в какой Каган не поехала».
В Нижнекамск Людмила Трофимовна приехала в 1969 году. Молодая учительница преподавать начала в школе № 4, а потом трудилась в школе № 10. «Мне всегда нравилась профессия учителя русского языка и литературы. Я всю жизнь о ней мечтала! И моя мечта сбылась», – признаётся моя собеседница.
Надо уметь извиняться
С 1984 года жизнь Людмилы Трофимовны тесно связана с колледжем имени Евгения Королёва. Тогда он ещё назывался энергостроительным техникумом.
«Ученики нынешние мне как внуки – я их мам и пап учила. Вот думаю, что надо как-то заканчивать, а заканчивать совсем не хочется. Самое приятное для меня – видеть своих студентов, видеть их заинтересованные глаза», – призналась Людмила Трофимовна, и её лицо озарилось улыбкой.
Я рассматривал альбом, который сделали любимой учительнице студенты. На одной из страниц трогательные отзывы: «Забавный, добрый человечек, который дарит море позитива», «Маленький человечек с большим сердцем и огромной душой», «Наша вторая мама».
На мой вопрос о том, строгий ли она учитель, Людмила Вахитова ответила: «Как говорят студенты, «строгий, но справедливый»! Потому что я их очень люблю! Если я не права, я извиняюсь. Учитель должен уметь извиняться! Я всегда горжусь успехами своих учеников. Если у них что-то не получается, то огорчаюсь вместе с ними, и, может, даже больше, чем они сами. Я искренне ругаюсь, искренне люблю. Всё делаю искренне, ведь дети это чувствуют!»
Людмила Трофимовна призналась, что во время коротких каникул очень скучает по своим воспитанникам: «Очень жду, когда наступит первое сентября. Радуюсь! Не знаю, какая ещё работа может быть лучше! Моя работа – самая лучшая, но очень тяжёлая. Настоящий учитель должен в первую очередь любить детей! Вот я их и люблю!»
Людмила-путешественница
Всё интервью меня не покидало восхищение тем, сколько же энергии таится в этой хрупкой женщине! Я поинтересовался: есть ли что-то ещё в её жизни, кроме педагогики?
Занимается моя собеседница и огородом, до которого добирается на велосипеде. Но больше всего меня поразило её заявление: «Я и мостик не так давно делать могла, правда, сейчас уже не получается».
Мы проговорили около часа, и я поймал себя на мысли, что и сам словно растворился в рассказе: с таким упоением моя героиня рассказывала о деле всей своей жизни, о том, как ценит каждый новый день.
«У молодых-то много времени, а у меня уже нет. Я же это понимаю, только думать об этом не хочу. Я не могу даже представить, что не буду работать!» – призналась учительница.