«Борюсь, лечусь и улыбаюсь!»
«Проходите в мои хоромы!» – сидя в инвалидном кресле, Альфия Газизова с улыбкой махнула мне рукой. «Живу богато.
Вместо обоев – доллары», – засмеялась она и показала на стену, где обои отсутствовали вовсе, а серую штукатурку украшали самодельные снежинки. Я оценила иронию и присела на краешек кресла.
Инвалидность – бессрочно
В общежитии на 16 квадратных метрах 62-летняя женщина живет уже 39 лет. Альфия Самигулловна пережила три инсульта, инфаркт, травму черепа, год назад ей диагностировали еще и сахарный диабет.
Здесь Альфия Газизова устроилась крановщицей, тогда-то ей и выделили комнату в общежитии.
Альфия Самигулловна продолжила улыбаться даже тогда, когда разговор зашел о том, как она оказалась в инвалидном кресле: «В 2021 году у меня случился очередной приступ инсульта, тогда-то меня и парализовало. Я десять месяцев вообще лежала без движения. Все думали, так и останусь. Не тут-то было! Я все-таки смогла посадить себя хотя бы в инвалидное кресло. Спасибо сыну со снохой, внукам, очень помогли. Но с тех пор левая часть тела не работает».
Вдруг Альфия Газизова замолчала и тяжело задышала. Стало понятно, что у нее начался приступ одышки. Она попросила жестом, чтобы мы просто подождали.
Вдох, выдох, и вот она снова заговорила: «Когда мне присвоили инвалидность и написали: «бессрочно», я подумала: вот оно – мой пожизненный приговор. Но затем решила не унывать, сказав себе: «Ничего, пробьёмся!»
К сожалению, жить с семьей сына женщина не может – там, где они живут, есть только фельдшерский пункт. Чтобы попасть к нужным специалистам, ей пришлось бы ездить за несколько километров.
«Жильё не успела получить, потому что от однокомнатной отказалась, тогда мой сын ещё был маленьким, а в будущем нам нужна была двухкомнатная квартира. Но, увы, настало время, когда перестали давать жильё, его только можно было купить, так я и застряла в этой комнате. В Нижнекамске я всегда могу вызвать врача на дом. Скорая помощь приезжает постоянно, волонтеры, подружки мои тоже здесь, не бросают меня. Я им так благодарна», – рассказала Альфия Самигулловна.
Как в скворечнике
Нижнекамка уже давно не была на улице. В общежитии лифт расположен между этажами. Преодолеть целый лестничный пролет самостоятельно женщина не может. Чтобы вывести ее на улицу, в прошлый раз ей понадобилась помощь двух мужчин-волонтеров.
Несмотря на трудности, Альфия Газизова старается лишний раз не беспокоить близких. Сама готовит еду на маленькой электрической плитке с двумя конфорками. Чтобы помыться хотя бы раз в неделю, ей приходится ждать приезда подруги или девочки-волонтера – такие нужные для удобства поручни устанавливать некуда.
«Если надо открыть форточку, я пользуюсь палкой. Тяжело, но не унываю. Я стараюсь, лечусь, борюсь и улыбаюсь – это мой девиз по жизни. У меня даже есть режим дня: встаю в пять утра, умываюсь, завтракаю, занимаюсь уборкой, стараюсь делать зарядку, если нет приступов. Посуду приходится мыть в ванной. Хотите, покажу?» – предложила женщина и начала разворачивать свое кресло.
Выезжать из помещения ей приходится каждый раз задним ходом, чтобы не ударить прямую несгибаемую левую ногу о высокий порог. Она подъехала к двери ванной и попыталась её толкнуть. Безуспешно – комната оказалась занята соседом.
Как потом объяснила Альфия Газизова, по соседству живут дочь хозяйки со своим сожителем, они постоянно нарушают тишину.
В ней диван, маленький столик, шкаф, телевизор, полки с посудой, обеденный стол, небольшой холодильник. Вот и все убранство.
В ожидании чуда
«Вчера я блинчиков напекла. Давайте пить чай», – воскликнула женщина и потянулась за чайником. Когда я спросила Альфию Самигулловну, о чем она мечтает, женщина расплакалась.
Еще не договорив, женщина взяла себя в руки. Провожала она меня уже с улыбкой на губах.
На следующий день корреспондент «Нижнекамской правды» связалась с волонтерами, которые согласились помочь Альфие Газизовой. Сейчас они собирают необходимые справки. Их они отнесут в МФЦ с заявлением на улучшение жилищных условий. Мы будем следить за развитием событий.