Когда умру, продайте его за миллионы: интервью с продюсером и режиссером фильма «Микулай» Ильшатом Рахимбаевым
По всей стране прогремела премьера первого татарстанского фильма в широком прокате. История в картине интересная, выворачивающая душу, заставляющая задуматься.
Но речь сегодня пойдет не о фильме, а о том, кто его снимал. Продюсер и режиссер фильма «Микулай» Ильшат Рахимбай согласился дать интервью корреспонденту «Нижнекамской правды».
Талантливый 35-летний мужчина родом из поселка городского типа Балтаси Республики Татарстан, в юности хотел стать музыкантом.
– Я до 20 лет занимался только музыкой, играл на гитаре, барабанах, пианино, саксофоне, различных духовых и этнических инструментах. Но это были не совсем осознанные моменты в моей жизни. Решение стать режиссером пришло внезапно, будто кирпич на голову упал. Я вдруг понял, что мир кино – самая интересная реальность из всех, которые мы можем созерцать. И режиссер – это та профессия, которая
позволяет быть тем, кем ты захочешь.
– С чего начинался ваш путь в кинематограф?
– Решив, что хочу связать свою жизнь с миром кино, случайно узнал, что в Казани открывается кинофакультет. Я это принял, как знак свыше, пошел и… поступил. Это был 2008 год. Поступал не с пустыми руками, снял свой первый короткометражный фильм, который я в жизни никому не покажу. Он о конфликтах деревни и города, смешной и честный. Когда умру, пусть продадут его за миллионы, – рассмеялся Ильшат. – Активная же практика началась с 2013 года, снимал короткометражки.
– Как вам удалось «заманить» в свой фильм «Микулай» Виктора Сухорукова?
– Я не знал, что он капризный, всем отказывает. Просто отправил ему сценарий. Он через неделю позвонил и сказал, что давно не было таких ролей и такого сценария, поэтому с радостью со мной поработает. Все получилось как-то по-простому и казалось абсолютной нормой.
– Чем отличается режиссер, который снимает фильмы, от режиссера, который ставит спектакли?
– Театр – это больше про оседлый образ жизни. У театрального режиссера есть основное место, где работает, он ограничен стенами, условностями. А в кино границы более широкие, там можно добиваться момента катарсиса (процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведений искусства – прим. авт.). В этом плане у фильма больше возможностей и, в том числе, – будем честны – для обмана зрителя, гипнотического эффекта. Можно использовать звук, музыку, цвет, движение камеры – главное грамотно всем этим манипулировать.
– Что самое сложное в профессии режиссера, а что самое легкое?
– Самое легкое – это съемки. Самое сложное – подготовка к съемочному процессу и дальнейшие продюсерские процессы, связанные со сдачей отчета, поиском денег и команды. Все говорят, фильм – это творчество. А по факту это занимает всего 5-10 %, остальные 90 % – это волокита: административная, продюсерская, бумажная. Я говорю именно про симбиоз продюсера и режиссера. Поэтому сами съемки – это в чистом виде праздник, и занимают они не так много времени.
– Считается, что режиссер должен хорошо знать психологию. Это так?
– Да, я считаю, что это должно сидеть в режиссере, как минимум, интуитивно. Если нет этого, необходимо изучить, потому что сейчас зритель настолько искушенный, что он любую неправду на экране считывает сразу. А правда основывается только на знании психологии, типажей людей, общества в целом, социологии. Чем больше и глубже ты знаешь, тем круче у тебя фильм получается.
– К чему готовиться тем, кто мечтает стать режиссером?
– Если есть возможность не снимать кино, лучше этого не делать. Это очень сложная профессия, требующая неимоверных усилий, храбрости, ответственности, взросления вовремя, больших серьезных шагов, постоянной работы над собой и обучения до конца жизни. Расслабления не будет никогда, режиссура заберет всю вашу жизнь и молодость. Человек должен отчетливо понимать, что это его миссия. Если это понимание пришло, если есть, что сказать зрителю, – тогда вперед, но лучше начать с театра.