«Я из династии учителей, которой более 600 лет»
Стройная, красивая, высокая, с лучезарной улыбкой. Играет на гитаре, любит плавать, запоем читает книги и пять часов кряду может декламировать стихи. Эта женщина директор школы № 33 Лилия Салихзянова.
Гены не проведёшь
Лилия Салихзянова родилась в Менделеевске. Потом семья переехала в село Сухарево, её отец строил там школу и был первым директором.
Затем Лилия поступила в Казанский педагогический институт на факультет иностранных языков. В 1987 году по распределению приехала в Нижнекамск в школу № 16 учителем английского языка.
– Почему вы выбрали именно эту профессию?
– У нас династия учителей, которой более 600 лет. В семье очень много директоров школ. И я была дочерью директора, выросла в коридорах Сухаревской школы. К первому классу я уже прочитала всю библиотеку. Когда проверяли технику чтения, для учителя было
проблемой найти мне незнакомую книгу. Во время учёбы иногда приходилось заменять учителей, например, когда у кого-нибудь были проблемы со здоровьем.
Карьера юного и целеустремлённого педагога взлетела практически мгновенно: «Как только пришла работать в школу, сразу начала помогать завучу по воспитательной работе: проводила вместе с ней мероприятия, организовала театр, сама выступала на сцене, подружилась со всеми старшеклассниками. Когда замдиректора переехал в другой город, директор школы Тавгат Ахатов, который очень хорошо знал моего отца, предложил занять место завуча, заведующий ГОРОНО (городской отдел народного образования – прим. авт.) с ним согласился. Получилось, что свою первую должность получила благодаря папиному авторитету», – рассмеялась Лилия Салихзянова.
Стать счастливее
24-летняя девушка с головой окунулась в педагогическую жизнь. Школа на тот день была большой: в ней учились 2249 детей. Несмотря на небольшой опыт, работа шла слаженно: «Когда стараешься и люди видят, что отдаёшь всего себя и есть результат, за тобой идут. Я постаралась сколотить вокруг команду единомышленников, с которыми можно было работать без страха. Это очень интересно, мы школой буквально жили», – рассказала директор.
Ещё через пару лет на совещании заместителей директоров по воспитательной работе произошло значимое событие: «На одной из встреч нас разделили на группы, меня, почему-то, сразу назначили руководителем одной из них. Ирина Камалетдинова, которая тогда возглавляла воспитательную работу ГОРОНО, в какой-то момент подошла ко мне и спросила, не хочу ли к ним в отдел. Я очень удивилась, ведь совсем недавно была молодым специалистом. Но она объяснила, что как раз ищут такого молодого и перспективного человека. Посоветовавшись с директором школы, в которой работала, согласилась. Меня определили на участок, который сейчас называется «Дополнительное образование»».
На новом месте работы Лилия Салихзянова познакомилась со своим будущим мужем, он занимал должность замдиректора станции туризма: «Я два года была непосредственно его начальником, так уж получилось. Сейчас он вот уже 32 год работает директором Дворца творчества детей и молодёжи и является моим наставником в профессии».
– Вы в 2000 году вернулись в школу №10 снова учителем иностранных языков. Почему?
– Я поняла, что живая работа с детьми для меня бесценна, нежели управленческая, не люблю заниматься бумагами. Работа с детьми заряжает, повышает статус в собственных глазах, то есть ты делаешь нужное дело, смотришь в глаза детям, учишь их, получаешь отдачу. Вернувшись в школу, я стала счастливее.
Времена меняются
Учителем Лилия Салихзянова проработала восемнадцать лет. Когда из школы № 11 ушёл директор, ей предложили его должность – она отказалась. Затем её пригласили возглавить Информационно-методический центр, но и туда Лилия Салихзянова не пошла: «Я понимала, что это чисто бумажная работа, только с учителями и методистами, совсем этого не хотела!». Через какое-то время директор школы № 33 переезжает в Казань, а Лилии Салихзяновой предлагают занять его место. И она согласилась.
– Лилия Григорьевна, вы 36 лет работаете с детьми. Современный ребёнок отличается от советского?
– Точнее отличается общество, которое было тогда и сейчас. А дети во все времена одинаковые, просто они отражают это общество. Да, раньше было больше уважения и послушания в детях, родители были понимающие. Времена меняются, но даже сейчас, когда общаюсь с детьми изолированно от всех, понимаю, что они такие же любознательные, интересные и талантливые, как и раньше.
– А учителя?
– Я имею счастье и удовольствие работать с учителями старой закалки. Они чётко помнят, что такое долг, обязанность, как быть в рамках педагогической этики. Я точно знаю, что они не уйдут и будут работать до тех пор, пока им позволит здоровье. У меня на всю школу один молодой специалист. К сожалению, молодёжь не торопится идти в педагогику. Я бы их встретила, научила всему, обогрела, у нас очень дружный коллектив, но… не идут. Работать не с кем, а если и приходят, всё равно хватает на пару лет. Потом они уходят в другую профессию.
Лилие Салихзяновой 58 лет, они с мужем вырастили двоих детей. Сын живёт в Москве, дочь – в Казани. Они тоже косвенно пошли по педагогической направленности: сын является востребованным репетитором по физике и математике, дочь окончила Высшую школу информационных технологий. «Мы с ними на одной волне, дружим, с удовольствием собираемся всей семьёй и отлично проводим время», – подытожила Лилия Григорьевна.