-1°
Ясноветер 3,6 м/с, Ю

16+

Дядя Федор – милиционер

10-11-2023, 19:50
Дядя Федор – милиционер

1938 год. В семье рабочих родился мальчик – Федя. Тогда никто и подумать не мог, что красноключинский мальчишка станет грозой для преступного мира Нижнекамска – города, которого на момент его рождения и в помине-то не было.

Пограничник? Такие нужны!

Федя был одним из четырёх детей семейства Храмовых. Всё детство прошло в родном посёлке – тут и Дом отдыха, и бывшая усадьба Стахеевых, позднее появилась птицефабрика. Красный Ключ жил обычной жизнью. Жил ею и Фёдор Храмов. Поворотным в судьбе стал 1959 год.

«Был мне тогда 21 год. Я вернулся из армии. Служил в погранвойсках на Крайнем Севере, где Макар телят не пас. Добрался аж до Чукотки!» – вспоминает Фёдор Афанасьевич.

То ли Север так повлиял на характер парня, то ли в семье так воспитали, но выбрал для себя юный Фёдор Храмов путь не самый простой.

«Ты в армии служил на границе, нам как раз такие и нужны!» – сказали мне и отправили по комсомольской путёвке в челнинское РОВД. Проработал я там около года», – поделился собеседник.

Начали с двух комнат

В 60-е годы по СССР пошла волна комсомольских строек. Одной из таких стало строительство будущего Нижнекамска.

«В  1961 году меня из Набережных Челнов направили в родные края. Сказали: «Ты местный, там началась стройка, продолжишь работать!» – вспоминает Фёдор Афанасьевич.

Съезжались тогда на берега Камы молодые со всего Союза. В будущем посёлке Строителей появлялись первые бараки и вагончики. Фёдор Храмов вместе со своим коллегой Геннадием Малышевым были первыми милиционерами.

«Штата как такового не было у нас. На службу каждый день из Красного Ключа ходил туда и обратно. Сейчас машины у каждого есть, а в то время – резиновые сапоги в зубы и вперёд!» – Фёдор Афанасьевич улыбнулся, вспоминая те дни.

В 62-м году выделили две комнаты в бараке – в одной начальник, в другой – дежурная часть. Они и стали первым отделением милиции – поселковым! Из Челнов отправили на подкрепление Шимановского Семёна, Кавеева Ильдуса. Начальником назначили старшего лейтенанта Калинина.

Ушёл от ножа

Работы хватало. Преступный мир – он не дремлет.

«В посёлке произошло убийство в бараке. Мы все туда выехали! А когда зашли в помещение, убийца на нас с топором бросился. Напарник успел пистолет выхватить и застрелил его»,  – вспоминал Храмов.

Я попросил рассказать другие истории. Фёдор Афанасьевич задумался…

– Много чего было. Раза три под нож попадал. Как-то во время патрулирования на Красном Ключе подбежала женщина и кричит: «Там Николай, рядом с Домом отдыха, где бараки, с ружьём бегает!» Я взял работника с пристани в помощь и туда. А дебошира уже нет. Пришел к нему домой, сел напротив и говорю: «Коля, ты чего творишь?» А стены в квартире все красные – вином облитые. Он: «Ах ты, пришёл уговаривать меня?» Вытащил большой нож и на меня пошёл. Я успел выскочить, а иначе бы он в меня его засадил. Но мы его взяли всё-таки. Дали три года тогда. Ещё был грабёж, я сам его раскрыл. Около моего дома человека раздели и бросили. В эту ночь с дружинником, как сейчас помню, Юра Акулов его звали, шофёр, весь посёлок с ним обошли, пристань и Дом отдыха. Смотрю, со стороны леса идёт мужичок подозрительный, ну мы его и сцапали, задержали. Признался он в грабеже-то.

Вспомнил Фёдор Афанасьевич и случай, когда сгорело красивое, старинное здание поселкового Дома отдыха: «Народ весь в тот день был в кинотеатре – фильм интересный показывали.  А я шел по пристани. Вижу, горит Дом отдыха. Я к гидранту, а воды нет! Пытался организовать тушение пожара, тут и с Челнов машины приехали, и даже из Альметьевска, с корабля пытались тушить, но спасти не смогли. Это был поджог, но виновника так и не нашли».

Милицию строил

Первое отделение милиции в Нижнекамске появилось на Студенческой, 7. К тому времени Фёдор Храмов уже успел получить специальность связиста в Казанском энерготехникуме, обзавестись семьёй, стать отцом. И сколь бы не уговаривала супруга Анна, работу в милиции он не оставил.

«Связи нормальной не было. Поэтому передо мной поставили задачу, организовать трассу от Районного узла связи до УВД. Был проект, но возникли трудности – много коммуникаций надо было прокладывать. Дали кабель, которого было недостаточно. Я сказал тогда: "Нижнекамск – город будущего, надо другой!" До исполкома дошёл, чтобы дали мне нужный кабель, и получил!» – поделился Фёдор Храмов.

Был тогда он единственным милиционером-связистом на весь город!

В 1988 году Храмов ушёл в отставку в звании старшины, но работу не бросил. После 31 года службы в милиции начались следующие 20 лет трудового стажа. Опытного связиста тут же пригласили в ИК № 4 на должность инженера энергомеханического отдела.

Фёдор Афанасьевич единственный милиционер, награждённый знаком «Основатель Нижнекамска». За время работы в органах довелось ему быть и участковым, и автоинспектором, и экспертом криминалистом и даже фотографом. Авария – Храмов едет с группой. Нашли труп – Храмов с операми. Где только не служил наш ветеран за эти 50 с лишним лет. Никто из бывших коллег плохого слова о нем не скажет.

Почитают Фёдора Афанасьевича и нынешние стражи порядка – навещают, помогают. 10 ноября – День полиции. Ветеран пожелал ребятам хорошей службы:

– Продолжайте наши традиции, работайте так как мы, и даже лучше нас! Желаю вам крепкого здоровья!

В семье Храмовых – две дочери, три внука, внучка, четверо правнуков, в которых ветеран МВД души не чает!

Мы ещё полчаса просматривали чёрно-белые фотографии. Фёдор Афанасьевич по большей части молчал, лишь изредка комментируя карточки. А в это время я постоянно ловил себя на мысли, что общаюсь с настоящим свидетелем истории нашего города. Мало их уже осталось, а мне с одним из них повезло познакомиться лично!

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):