Мониторинг с интеллектом
Нейросеть проходит тестирование на отслеживание дорожной обстановки в Нижнекамске – как убирается снег, насколько тщательно чистятся проезжие полосы, как качественно работает освещение.
Когда я услышал об этом новшестве, любопытно стало узнать, как всё работает, потому напросился в рейд. И вот как это было.
У руля – Борис Николаевич
Я на остановке жду машину. Подъехал белый каблучок.
Я устроился на пассажирском сиденье, с любопытством разглядывая лобовое стекло на предмет спецкамер и прочей аппаратуры, но ничего необычного не увидел, лишь смартфон в режиме видеозаписи показывал картинку дороги.
Мы тронулись. Водителя зовут Борис Николаевич. От него и стал узнавать, как поедем, сколько по времени займёт, ну и в целом о тестовом проекте.
Круг первый больше 30 километров. Самый длинный участок рейса. Начинаем с разворота на Индустриальной, выезжаем на Ахтубинскую и дальше на Гагарина. На часах 9 утра. Время выбрано так, чтобы избежать утренних пробок. Специальная программа на смартфоне в режиме онлайн снимает обстановку на дорогах, мониторя качество уборки проезжей части от снега.
Вместе со смартфоном за ситуацией на дорогах следил и я сам. Заметил, что если в центре города полосы расчищены вплоть до бордюра, то вот чем больше мы с водителем отдалялись от центра, тем больше по краям проезжей части было снежных завалов – буквально по полметра с каждой стороны.
За полтора часа мы проехали Химиков, Лесную, Сююмбике и другие городские артерии.
«А вот сейчас мы на второй круг заходим!» – сказал Борис Николаевич, и мы вырулили на Корабельную. Колесили ещё столько же, проинспектировали практически везде. Лично я никакого снежного коллапса на наших дорогах не заметил, а ближе к обеду по пути нам стала попадаться спецтехника, убирающая подготовленные утром снежные кучи.
К обеду объезд городских магистралей подошёл к концу. Впереди меня ждал следующий рейс – вечерний. Коротать время отправился в редакцию.
На маршруте с чемпионом
На часах половина четвёртого дня. На улице темнеет, зажигаются первые фонари. Уже хорошо знакомая малолитражка подъехала к остановке. За рулём – другой водитель.
И снова город нам предстояло объехать вдоль и поперёк. Маршрут уже хорошо знаком, условия только другие. Выезд, как и дневной, рассчитан на то, чтобы успеть объехать весь маршрут и избежать стояния в пробках. Едем отслеживать работу освещения, светофоров и дорожных указателей. Условия вечером труднее, потому в рейд по городским магистралям отправили самого опытного водителя.
Мы проехали половину маршрута и вырулили в начало Сююмбике. Тут первое тёмное пятно. Фонарные столбы есть, а света нет. И так 200 метров до перекрёстка. Следующая «сумеречная зона» нас с Раифом встретила уже на проспекте Мира. В этом году проспект капиталили, столбы поставили, да вот только подключить к зиме не успели. Дорожное полотно разве что огнями «Рамус Молла» освещается. Аналогичный участок нам встретился и на улице Баки Урманче.
В целом, в городе светло, каких-либо критичных участков лично я не заметил, за редким исключением. Колесили мы с Раифом по вечернему Нижнекамску порядка трёх часов…
Откуда что взялось?
Идея внедрить искусственный интеллект в инфраструктуру города возникла не на пустом месте. В марте делегация из Нижнекамска посетила казанский департамент телекоммуникационных технологий. Нейросеть в столице Татарстана работает уже около года и показала свою эффективность в деле. В сухую погоду ИИ отслеживает состояние дорожного полотна на предмет дефектов, разметку, дорожные знаки на предмет состояния и дубляжа. В зимний период система настраивается на качество уборки снега (днём) и освещения дорог (вечером). Программное обеспечение разработала казанская фирма. Сам телефон российской сборки.
Стоимость одного комплекса наблюдения составляет от 60 до 80 тысяч рублей в месяц (в зависимости от набора услуг). В эту сумму входят как аппаратная часть, так и сама программа с её последующим сервисным обслуживанием, которое полностью берёт на себя компания-разработчик.
По расчётам нижнекамских специалистов, в случае успешного тестирования для полноценного функционирования нейросети на дорогах города необходимо порядка пяти таких комплексов. Проверять систему мониторинга продолжат до конца года. На этот раз аппаратуру установили на одном из городских автобусных маршрутов.
«Общественный транспорт двигается с большей частотой, а значит информацию об обстановке на дорогах мы будем получать более оперативно, нежели отправляя на маршруты два автомобильных рейса утром и вечером», – уточнил руководитель информцентра НМР Максим Шаронов.
Итогом внедрения нейросети станет дашборд (информационная панель, которая получает данные из других систем и отображает их в понятном виде – прим. авт.). Данные мониторинга будут отображаться на экранах ответственных руководителей, что позволит максимально оперативно решать выявленные проблемы, будь то неработающее освещение, неубранный снег, неисправная дорожная разметка.