+3°
Переменная облачностьветер 9,2 м/с, Ю

16+

В ожидании трамвая

27-09-2024, 10:23
В ожидании трамвая
Нижнекамский трамвай // Фото автора

«Ну что, дорогой, сегодня будем работать?», — водитель трамвая Светлана Никитина погладила вагон. Дверь распахнулась, словно в приветствии. Женщина поднялась в кабину, села на водительское место и пригласила меня составить ей компанию.

Издав звонкую трель, состав тронулся в путь.

Любовь с первого взгляда

Приборная панель засверкала огнями. Трамвай медленно шел, покачиваясь на путях. Пока ехали, разговорились. Женщина рассказала, что работает водителем трамвая уже 31 год.

«Встает солнце, люди спешат. А ты — свидетель начала нового дня, наблюдаешь за ними. Это так интересно и красиво. Времена года меняются на глазах. Тишина, мирное покачивание вагона и бесконечные рельсы впереди», — говорит Светлана.

График работы: четыре дня — с утра, затем один выходной, пять дней — во вторую смену, следом — два дня выходных. В общей сложности получается восьмичасовой рабочий день. Единственный минус — в первую смену вставать приходится в три утра, а со второй смены возвращаться домой в 12 ночи.

Водитель нижнекамского трамвая Светлана Никитина
Водитель нижнекамского трамвая Светлана Никитина

Нашу беседу прервал автомобильный сигнал — водитель джипа куда-то спешил.

«Вот такие „торопыжки“ один из минусов моей работы. Причем, чаще всего, пропускать трамвай не хотят женщины и молодежь. Вообще водители доставляют больше неудобств, чем безбилетные пассажиры, которые в последнее время встречаются все реже и реже. Однажды я ехала с улицы Лесной. На кольце во вторую дверь моего трамвая въехала машина. Пассажиры тогда отделались испугом, вагон — вмятиной».

В таких случаях, после фиксации ДТП инспектором ГАИ, вагон продолжает свой путь. Если поломка серьезная, водители растормаживают вагон, меняют предохранитель, потом за дело берутся слесари. Но если уже и это не поможет, трамвай отбуксируют в депо. Делается это так: сзади подъезжает исправный трамвай и толкает аварийный перед собой.

Сложности доставляет и погода. Во время дождя или снегопада у трамвая возникает пробуксовка, оказывается, многотонная машина тоже может идти юзом. Спасает опыт водителей, который может сохранить жизнь.

«Недавно ехал последний рейс на Красный ключ. Темно. Коллега заметила еще издалека, что на пути что-то лежит. Заранее сбросила скорость и уже при свете фар увидела, что лежит пьяный человек. Пассажиры помогли затащить его в вагон, разбудили. Вот так чутье водителя спасло человеку жизнь», — рассказала Светлана.

Сделав круг, трамвай вернулся в депо. Светлана передала руль своей коллеге и направилась в диспетчерскую. Я же поспешила на интервью к директору «Горэлектротранспорта» с важными вопросами — почему увеличился интервал движения, и что город в скором будущем может остаться без трамваев — слишком велик износ подвижного состава.

Встать на рельсы

Директор МУП «Горэлектротранспорт» Эдуард Шайдуллин слух опроверг, но… частично.

«Трамваи никуда не исчезнут, потому что это экологический вид транспорта. У него обособленные пути, трамвай работает без топлива, на электрической тяге. Большая провозная способность: если в обычном автобусе может уместиться около 50 человек, то в трамвае — до 200. Наши пассажиры никогда не стоят в пробках».

Но в то же время, износ всей инфраструктуры нижнекамского предприятия на сегодняшний день составляет 82%. Средний возраст вагонов в Нижнекамске — 31 год (среди них есть трамваи 1981–1982 годов выпуска). Самый новый вагон в нижнекамском «Горэлектротранспорте» был приобретен в 2016 году.

«По паспорту заявлено, что у вагона 16 лет эксплуатации или же пробег в 1 млн 120 тысяч километров. А у нас есть вагоны, которым более 40 лет, они свою норму прошли уже по 2-3 круга. Но мы делаем все необходимое, чтобы поддерживать составы в безопасном для пассажиров состоянии. И все равно ежегодно мы списываем по 2-3 вагона», — посетовал Эдуард Шайдуллин и добавил, что на сегодняшний день замене подлежат минимум 30 трамваев, тогда как на линиях ездят всего 46.

Самые старые вагоны, со слов директора, при должном уходе, смогут прослужить еще лет пять. Списанный транспорт полностью разбирается. Если есть возможность использовать ту или иную часть — ее применяют (тележки, двигатели, колеса, редукторы). А кузов и рама режутся и сдаются в металлолом.

Кроме того, около 2,5 км путей в черте города нуждаются в капитальном ремонте, в частности, замене верхнего строения путей (рельсы, шпалы, щебень, покладки, накладки, тяги). Ремонт дорогостоящий — один километр обойдется в сумму свыше 60 млн. рублей. Вся надежда на помощь республиканского или федерального бюджетов, в рамках программы «Комплексное развитие городского электрического транспорта».

Директор МУП «Горэлектротранспорт» Эдуард Шайдуллин
Директор МУП «Горэлектротранспорт» Эдуард Шайдуллин

Поговорили и о кадрах. Горожане видят, что часть трамваев курсирует по городу с табличкой «Без кондуктора».

«В этом году мы столкнулись с кадровым голодом. Необходимы слесари подвижного состава, электрики, энергетики, путейцы. Нам не хватает кондукторов, водителей трамваев. Люди не идут, хотя зарплата неплохая. Водитель в среднем получает 40-50 тысяч в месяц, кондуктор — так же. Понятно, что работа напряжённая, но для кондуктора это хороший заработок. Возможно, их пугает перспектива работы с людьми, которые большим потоком идут с утра и до вечера», — высказал свое мнение Эдуард Шайдуллин.

По штатной численности, в «Горэлектротранспорте» должно быть 55 водителей и столько же кондукторов. А по факту работает 28 водителей и 20 кондукторов. Из-за этого увеличился интервал движения трамваев. Иногда его приходится ждать до 40 минут, особенно это отмечают горожане по 6 маршруту и в выходные дни.

«Зарплата кондуктору и водителю выплачивается из доходов предприятия. И первое — это продажа билетов, а пассажиропоток с каждым годом сокращается. Если в 2021-м мы перевезли 9 млн человек, то в 2023-м эта цифра упала до 6 млн, за первую половину 2024 года — 2,8 млн. человек. Прекратилось трамвайное движение и в сторону промышленного узла — это еще минус несколько миллионов. Что же касается интервала — то он действительно увеличился, но не превышает норм, обговоренных в муниципальном контракте. Проблем много, но мы надеемся их решить. Если городские власти помогут, первым делом будем поднимать зарплату нашим работникам, чтобы была конкурентоспособной по сравнению с другими профессиями», — объяснил директор и обратился через нашу газету к соискателям: «Тех, кто хочет у нас работать, обращайтесь в депо по адресу ул. Вокзальная, 9. Приходите, мы за наш счет отправим вас на обучение. Через полгода сможете уже встать на рельсы. Единственное условие — вам должно быть не меньше 21 года. Так же ждем кондукторов, для них обучение не требуется».

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):