+1°
Переменная облачностьветер 10,8 м/с, Ю

16+

Ей нужен результат!

25-10-2024, 10:23
Ей нужен результат!
Гордится Альфия Михайлова своими выпускниками, которые вместе с ней не раз ездили в экспедиции на карело-финскую границу, в места, где служил Никита Кайманов

«Давкаев! Как здорово, что ты пришёл!», — окликнула меня невысокая женщина в очках. Мы тепло обнялись. Альфия Ахмадулловна больше двадцати лет назад была моим классным руководителем, преподавала историю, курировала музей, в котором мы с одноклассниками проводили экскурсии.

Передвижники

В родной школе № 9 я не был больше двадцати лет! В актовом зале десятки учеников, а перед ними ряд столов, на которых музейные экспонаты — рации, каски, вооружение времён Второй мировой — маузер, трёхлинейка Мосина, карабин Симонова.

Я нашёл место с краю первого ряда и слушал. В это день, во многом благодаря Альфие Михайловой, в школе открылась передвижная выставка «На защите границ». И не случайно — 24 сентября исполнилось 117 лет со дня рождения нашего земляка, Героя Советского Союза, пограничника Никиты Фадеевича Кайманова, музей которого вот уже почти четверть века курирует Альфия Ахмадулловна:

— Выставка организована содружеством пограничников. Переезжает из района в район. Поскольку график очень плотный, сразу к себе привезти не смогли. Договорились, что она обязательно приедет именно в нашу школу. Здесь история погранвойск 20-30-х годов, времени, когда зарождалась сама пограничная служба, и времени, когда начинал служить Никита Фадеевич Кайманов. Все экспонаты мы можем связать и с жизнью нашего земляка.

Диалог прервали дети — облепили столы с экспозицией, Альфия Михайлова с азартом рассказывала об истории каждого предмета. Я даже себя в школьниках узнал. Мы с Альфиёй Ахмадулловной договорились — скоро приду для более обстоятельной беседы.

Музейный чемоданчик

Я снова в родном музее. Экспозиция наша переместилась из большой рекреации в бывший кабинет русского языка и литературы. Всё смотрится иначе, но неизменными остались дух истории и всё та же Альфия Михайлова. Ее застал за сборами.

«Это у меня музейный чемоданчик. Мы недавно с пограничниками в Сухарево ездили, а вот теперь готовлюсь к поездке в Прости», — объяснила Альфия Ахмадулловна, бережно укладывая музейные экспонаты.

Начали мы с экскурсии. Отдельная экспозиция бывшего директора школы Латыповой Люции Султановны, которая и меня в школу в далёком 1995-м принимала, и Альфию Михайлову в своё время уговорила взять патронаж над музеем. Отдельная витрина посвящена выпускнику школы Рифкату Миргазизову. Он погиб, накрыв собою гранату, чтобы спасти однополчан во время срочной службы.
Основная часть музея посвящена Никите Кайманову.

Выйдя на пенсию, Альфия Михайлова ушла из школы, но спустя два года новому директору Мухаметзяновой Алсу Ильдусовне удалось уговорить её вернуться в качестве куратора музея: «Согласилась, потому что работы здесь непочатый край! У меня много идей, которые хотелось бы ввести в практику, чтобы мероприятия были традиционные. В феврале — месячник патриотической работы. Есть день Неизвестного солдата. Вот мой календарь: 24 сентября — день рождения Кайманова, много мероприятий должно состояться в декабре. 13 февраля — день смерти Никиты Кайманова. Это лишь одни из немногих отправных точек».

Альфия Ахмадулловна указала на стопку пухлых папок с бумагами и рассказывала обо всём с горящими глазами и таким воодушевлением, с каким когда-то и нас учила.

День — это миг!

Живёт музей не только и даже не столько экскурсиями. Как говорит историк, музей существует лишь тогда, когда в нём есть люди, которые работают вне шаблонов. Альфия Михайлова рассказала:

— Музей может помочь вырастить патриотов только в одном случае — при наличии руководителя, который сумеет найти подход, задеть струны души, объяснить. Это не застывшая история, он всё время меняется. Суть в том, что мы, глядя в прошлое, учимся смотреть в будущее, а сегодняшний день — это миг!

Гордится Альфия Ахмадулловна своими выпускниками, которые вместе с ней не раз ездили в экспедиции на карело-финскую границу, в места, где служил Никита Кайманов:

— Тимур Охотников у меня был в первой экспедиции в 2007 году, стал правой рукой и даже больше! Он снимал, фотографировал, следил за порядком, много помогал. Очень надёжный! Женька Насонов был со мной в Суоярви. Сейчас и он, и Тимур, в зоне СВО. Много моих там. Брат Жени, Семён, тоже в музее работал, служит на архипелаге Земля Франца Иосифа.

Предметный разговор

Дети меняются и подход к каждому новому поколению историк находит свой. Альфия Михайлова проводит квесты, устраивает тематические занятия на примере экспонатов — фляг, наград Кайманова, личных вещей самого Никиты Фадеевича. Альфия Ахмадулловна снова поделилась планами:

— Есть у меня идея. Взять два-три письма Кайманова — почерк, манера и стиль написания, эпистолярный жанр для образца. Когда мы писали солдатам на СВО, дети не знали, что писать, нет у них опыта написания бумажных писем. Мы составляли план, чтобы получился не отчёт, а состоялась такая беседа, когда получателю было бы приятно.

Мы говорили почти три часа и закончили затемно. Альфия Михайлова всё так же ездит в экспедиции, вместе со своими воспитанниками пишет исследовательские работы, как и 20 лет назад, заражает своим азартом к истории детей. Мы подошли к витрине:

— Вот наша стеклянная фляжка, вот финская, где каждая деталь продумана. Показатель того, как к войне готовились они, а победила в итоге вот эта разбитая стеклянная! Значит дело не в том, насколько удачно снаряжён солдат, а в духе, в осознании, что ему дорого; что он защищает, потому что сам имеет к этому отношение. Для меня человек, который умеет, делает и влияет — вот это патриот. Любит себя, а значит и любит тех, кто рядом, кто на него влияет. Если я всё люблю и ценю, то оберегаю и хочу сохранить. Это цепочка взаимосвязей. В чём моя роль? В том, чтобы привить интерес к истории. Мне нужен результат. А какой результат — вырастить порядочных людей!

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):