Проезд «потеплел»
До Нового года полчаса. На улице практически никого нет, все собираются дома у новогодней ёлки, разливают шампанское, распаковывают подарки… Трамвайная остановка «Городской парк».
Я в ожидании последней «двойки» уходящего года…
Тридцатипятирублевый
Приложение с мобильном обнадёживает — «Дом быта» вагон проехал, значит скоро и на «Парке» будет. На остановке кроме меня никого. На горизонте показывается наряженный трамвай — это последняя «двойка». В обратную сторону она пойдёт уже в новом году и уже совсем другой…
Я захожу в праздничный вагон, единичные пассажиры также празднично «наряжены». В ожидании кондуктора с каждой остановкой салон пустел. Моя очередь платить:
— Так это, получается, последний раз за 35 рублей еду!
— Ну да.
— У меня по карте…
Женщина-кондуктор усталым голосом отвечает и проводит оплату за проезд — 35 рублей. «Чуть-чуть осталось! Через 24 минуты будет 40!», — продолжает она.
На «Тихой аллее» в вагон входит бабушка. Протягивая проездной, говорит: «Двадцать минут осталось, чтобы по старой цене проехать!»
В вагонах за неделю наклеили объявления о подорожании проезда. В новогоднюю ночь их уже не было, только новая наклейка — «Стоимость проезда — 40 рублей».
— Я уже за три дня пассажиров предупреждала. Путались люди.
— И как реагируют?
— Ну, а кому понравится-то? Не радуются уж!
В салоне только бабушка и я — последний «тридцатипятирублёвый» дуэт уходящего года. «Кама кунакханэсе. Гостиница „Кама“, —отчеканил голос в селекторе. Я снова обращаюсь к кондуктору:
— Кто больше возмущается — молодые или пожилые?
— Пожилые конечно! Проездной же постоянно дорожает.
Тут в наш диалог включается моя соседка серебряного возраста: «40 рублей проезд, да теперь? Ну, я пенсионерка, у меня социальный проездной, нормально. А есть те, у которых социальная карта, её пополнять надо, им дорого будет», — резюмирует бабушка. «Тёзущелэр проспекты. Проспект Строителей», — вмешивается в диалог селектор. На «Галантерейке» пенсионерка вышла.
Дальше едем до рынка — я и кондуктор. Людей на улице уже нет. До Нового года десять минут. На остановке я вышел. Двери вагона закрылись, трамвай звонко прозвенел и отправился в депо. Я лишь помахал рукой вслед уходящей последней в 2024 году «двойке» за 35 рублей. Новый год под бой курантов кондуктор и водитель, скорее всего, встретили в депо, а я первые салюты увидел, сидя на качелях Школьного бульвара. Я был последним пассажиром последнего трамвая 2024 года…
Повышение для развития
Общественный транспорт в Нижнекамсе уже давно субсидированный. О необходимости повышения платы говорят как автобусники, так и трамвайщики, да и на уровне республики (в комитете по тарифам, — прим. авт.) об этой необходимости говорят не первый год. Напомнили и под занавес 2024-го:
«Пересмотр тарифов необходим для дальнейшего развития транспортной системы городов, повышения доступности, безопасности и качества оказываемых жителям услуг. При расчете тарифов регулятором учтены экономически обоснованные расходы на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, расходы на ГСМ, оплату труда и иные расходы предприятий. На изменение тарифов повлияли следующие факторы: изменение индекса потребительских цен (5,8%); рост цен на электроэнергию (11,6%), что применимо для наземного электрического транспорта; рост цен на горюче-смазочные материалы (8%); повышение минимального размера оплаты труда; рост затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и обеспечение транспортной безопасности».
Напомним, что сеть Нижнекамска разного вида транспорта насчитывает 15 городских маршрутов и 12 пригородных.
По официальным данным в 2024 году перевозки составили: трамвай — 49 441 177 человек, автобус — 5 478 847 (пригород — 390 397 человек).
К слову, о пригородных маршрутах. И тут повышение цен (11,5%) на проезд стороной не прошло. Стоимость следующая:
- Камские Поляны — 175 руб.;
- Троицкое — 297 руб.;
- Елантово — 295 руб.;
- Городище — 280 руб.;
- Старошешминск — 222 руб.;
- Кармалы — 273 руб.;
- Борок — 54 руб.;
- Каенлы — 154 руб.;
- Каенлы (через Уську) — 83 руб.
Глас народа
На новость о том, что к цене билета прибавили пять рублей, нижнекамцы отреагировали моментально. В соцсетях тут же посыпались комментарии:
Светлана Б.:
— Оказывается, безопасность наша зависит от стоимости проезда…
Раиса А.:
— Ну молодцы, что скажешь…
Татьяна В.:
— Вот бы так зарплату повышали хотя бы! Пропорционально росту цен на продукты, ЖКХ и проезд…
Альберт М.:
— Только зарплата стабильно никогда не растёт…
Руслан Ш.:
— Ещё рублей 10 если добавить, то на общественном транспорте будут только пенсионеры и студенты ездить. И то в последнее время студенты на машинах больше передвигаются…
Мы решили поинтересоваться, как передвигаются нижнекамцы, организовали опрос в официальной группе НТР-24.
В то же время узнали, какой способ оплаты предпочитают нижнекамцы.
Вернёмся к комментариям. Одно дело разглагольствовать в соцсетях, другое — в ожидании маршрута на остановках, тем более, когда новогодний минус сменился постновогодним шквалистым плюсом.
«Нижнекамская правда» поговорила с людьми на автобусных и трамвайных остановках. На последних пассажиры оказались более терпимыми к новому тарифу. Вот лишь некоторые из мнений:
«Сейчас жизнь такая, всё дорожает! Каждый год уж, терпим! Главное, чтобы ходили получше, а то интервалы большие».
«Я считаю, что 40 рублей — это дорого. На многих повышение скажется плохо. Единственный выход — по проездному. Я купила за 630 рублей, а был 600. По нему немного дешевле проезд получается».
«Нас то и не спрашивают, когда цены поднимают. Они сейчас на всё растут!»
Смиренный характер пассажиров трамвая подтвердила и женщина, которая меня обилечивала.
А вот завсегдатаи автобусов в своих размышлениях были более категоричны:
«Когда часто ездишь, то накладно. Мне по работе приходится много передвигаться на автобусах, поэтому это повышение получается весьма ощутимым. Пока от одного объекта доберемся с одного конца города до другого, то столько кругов нагоняешь! Поэтому по цене получается очень накладно».
«Я пенсионерка. Хотя не так часто езжу на автобусах, но считаю, что всё равно проезд стал очень дорогим, особенно для пожилых…»
Как бы то ни было, альтернативы нет, так что ездить за 40 рублей приходится. Кстати, даже после повышения на проезде можно сэкономить. Госкомитет РТ по тарифам напоминает, что при оплате транспортной картой проезд обойдётся в 30 рублей.
КСТАТИ
В Татарстане повысили штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Если ранее санкция составляла 300 рублей, то теперь за поездку «зайцем» раскошелиться придётся аж на 2,5 тысячи рублей. Увеличился штраф и за неоплаченный провоз багажа. Удорожание составило более чем в три раза — с 300 до 1 000 рублей.