«Можете называть имя. Владимир, позывной „Беркут“. Мне 39… Ой, 49 лет! Хочется быть молодым!», — представился мужчина и засмеялся.
На нём военная форма, на груди медали. Солдат вернулся из зоны СВО, где воевал почти два года.
Из водителя в зенитчики
В зоне специальной военной операции «Беркут» находился с сентября 2022 года. Отправился туда в первой волне мобилизации.
Родные были шокированы, но жена Владимира поддержала.
Дальше — Казань, слаживание, подготовка. Определили бойца в зенитчики, обучили работать на ЗУ-23 (советская 23-мм спаренная зенитная установка, — прим. авт.). После полк «Беркута» перебросили в Белгородскую область, откуда в ноябре солдаты заходили за ленту в направлении Сватово и Кременной.
«Беркут» из деревни Кашаево. До начала СВО был индивидуальным предпринимателем — сам себе водитель, сам себе механик. Навыки, полученные на гражданке, и на фронте пригодились.
Жена не поверила, а он умолчал
Владимир говорил спокойным уверенным голосом, улыбался. Но улыбка на время спала с его лица, когда разговор зашёл о воспоминаниях из зоны СВО:
«Беркут» водил «Урал» с установленной на нём той самой зениткой ЗУ-23. В мае 2023 года подписал годовой контракт. В апреле 2024 года по состоянию здоровья бойца комиссовали.
После первой комиссации бойцу дали инвалидность. Владимир немного поправил здоровье и в августе 2024-го решил подписать новый контракт. Об инвалидности при этом умолчал…
Письма вдохновляют
«На сердце как-то не особо было. Ребята там, хотел к ним. Не получилось попасть, меня направили сначала в ударно-штурмовую. Когда приехал, командир посмотрел и сказал: „Нет, давай в взвод эвакуации“, я с техникой на ты, хорошо разбираюсь. Здесь уже на „КамАЗе“ и „Алеуте“ (российский двухзвенный гусеничный снегоболотоход, предназначен для перевозки людей, грузов, — прим. авт.) такелажником был. С поля боя вытаскивали подбитую технику, трофейную в том числе. На моём счету один „Страйкер“ (лёгкий бронетранспортёр американского производства, — прим. авт.), в основном нашу технику вытаскивали», — продолжил рассказ Владимир.
Поговорили о гуманитарке. Посылки из Нижнекамска до «Беркута» доходили. Признался, что весточку из дома ждал:
«Это непередаваемо, особенно, когда получаешь детские письма. За живое буквально берёт, вдохновляет! Помню, когда первый раз получили посылки, письмо от девочки из Сухарево и рисунок до сих пор дома лежат».
И всё же в штабе подняли документы и об инвалидности солдата узнали.
Три награды
Наконец я попросил рассказать Владимира о медалях на его груди.
Теперь на гражданку Владимир вернулся окончательно, но связь со своими поддерживает, сам отвозит гуманитарку, занимается общественной работой.
«Не только молодёжь, но и взрослые не всегда понимают, что такое СВО, для чего это было нужно. Наша задача донести, чтобы они не из интернета всю эту информацию брали, где может быть только 10% правды, а остальное искажённое. Поэтому рассказываем им. У меня после СВО ценности изменились. Больше стал жизнь любить. Раньше просто есть и есть — утром проснулся кофе попил и нормально, а сейчас…», — Владимир замолчал, больше я вопросов не задавал.