С этим человеком я познакомился больше десяти лет назад, когда ещё не устроился в Нижнекамскую телерадиокомпанию. На тот момент он работал в Москве на крупном телеканале. В тот период в его жизни появились Киев, Донбасс, Луганск, Крым, а ещё сирийские Хмеймим, Дераа, Маалюля и Дамаск.
Свою историю мне рассказал коллега — телеоператор НТР 24 Илья Челноков.
Майдан
Шёл 2013 год. Илья работал на канале «Лайф Ньюс», когда его в составе съёмочной группы командировали в Киев, где начинались волнения на майдане. События освещали все федеральные телеканалы.
А после были Крым, Луганск, Донецк… Разговор шёл неспешно. Коллега вновь и вновь прокручивал в голове те события, тщательно подбирая слова и, как будто, заново переживал каждый момент.

Донбасс
В Крыму, как рассказал Илья, съёмочная группа пробыла недолго. Известные события с участием вежливых людей прошли быстро и мирно, и телевизионщиков направили в Донецк.

Съёмочная группа моего коллеги работала и в области — ездила по маленьким шахтёрским городкам. Эти поездки Илья также вспомнил:
— В этих шахтёрских городках — обычные мужики-работяги: кто с двустволкой, кто с пневматикой. Они уже на тот момент стали баррикады на дорогах ставить, чтобы, если войска Киев к ним начнёт выводить, хоть как-то задержать. Были моменты, когда ты приезжаешь, чтобы задать людям вопросы, а они, наоборот, сами спрашивать начинают: «Как там в России ко всему этому относятся?», «Сможет ли Россия нас к себе забрать?». Такие вопросы уже тогда задавали.

Сирия
Январь 2016 года. Очередная командировка в горячую точку. Российская армия выполняла боевые задачи по поддержке легитимного правительства Башара Асада в борьбе с террористами.
Уже после нашего разговора я решил поискать этот сюжет в интернете и нашёл. Даже просто смотреть было жутковато… А это был только один из многих аналогичных моментов той командировки!

Я попросил Илью провести аналогию с событиями на Донбассе. Он ответил:
— Страшнее было, когда начались боевые действия в Луганске, вооружённое ополчение, когда попадаешь под миномётный огонь. Если в Сирии прилетело, что-то попадало, ты этого не ожидал, то там, в Луганске, во-первых, все разговаривают на одном языке и трудно уложить в своей голове, когда вокруг все русскоговорящие, и с той стороны таких много, и вот это противостояние, когда брат на брата — очень странное состояние. Мы несколько раз попадали под обстрелы, там бьют и точнее, и дольше. Говорить о том, что не страшно нельзя, как бы ты себя морально к этому не готовил. Всё-таки не совсем правильно сравнивать. Чужое государство — это чужое государство, а тут сосед, у которого такое же воспитание как у тебя, который говорит с тобой на одном, по сути, языке.

Предки, друзья и семья
Оба деда Ильи Челнокова воевали в Великой Отечественной войне. Об их боевом пути известно мало, только отрывки из официальных документов. Фёдор Фёдорович Долгов родился в 1894 году. В июне 1943 года его призвали в ряды Красной Армии. Рядовой пропал без вести в августе того же года под Смоленском. Предположительно, прах захоронен в братской могиле города Духовщина. Его младший брат Долгов Филипп Фёдорович погиб под Москвой в декабре 41-го года. Прах покоится в братской могиле села Воздвиженское Клинского района Московской области.

Камаев Евдоким Семёнович родился в 1905 году. Красноармеец погиб в апреле 1942 года.
«У меня из родных на СВО погиб дядя Олег Зарипов. Хороший человек, прошёл Чечню, и когда всё началось, решил пойти на СВО. Его долго ещё найти не могли. На СВО погиб мой очень близкий друг Саша Комаров, журналист, который по собственному решению туда пошёл, несмотря на все уговоры. Хочется верить, что всё это не зря!», — после этих слов Илья замолчал, и казалось, что эти десять секунд длились несколько минут.
Я задал последний вопрос о том, как те командировки середины 10-х годов поменяли его самого:
— Когда попадаешь в такие обстоятельства, начинаешь по-другому смотреть на жизнь. Видишь дедушек, которые живут под бомбёжками, детей, которые в бункерах прятались по три-четыре месяца, а там нормальной вентиляции нет даже. Всё это пропускаешь через душу. Определённый отпечаток накладывает. Начинаешь больше ценить самые простые вещи. Если раньше какие-то моменты воспринимал как должное, то теперь иначе — проснулся, новый день, слава богу, я целый, руки ноги есть, я могу поработать, любимый человек рядом. Начинаешь всё это больше ценить.

22 апреля 2014 года указом президента Российской Федерации Илья Челноков награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.










