Военный госпиталь под Мурманском. Там я нашёл своего давнего знакомого, который и стал главным персонажем нашего цикла «Герои одной семьи». Из нашего с ним двухчасового телефонного разговора и получился этот материал.
— Здорово, Малой! Рад тебя слышать! Ты как?
— Ничё, нормально… Решается вопрос, годен я к дальнейшей службе или нет. Комиссию прохожу…
Четвёртая
Комиссию Влад проходит после ампутации — ему отняли несколько пальцев на ноге. Обморожение. Малой рассказал:
— Это было в октябре–ноябре прошлого года, на Днепре, чуть ниже Херсона. Отправили на острова, корректировщиком. Кругом вода, печку не поставишь. Там дроны одолевали. Нас на точке было трое, 48 дней. Потом двое ушли со мной вместе, нас сменить должны были. Смену миномётами накрыли тогда, многих ранило… И вот теперь не знаю — если красную печать в военнике поставят, то меня спишут, если синюю — то тут 50 на 50.
2023 год. Малова с другими бойцами привезли в часть. Назвали всех пофамильно и сказали — будете «реактивщиками» (солдаты, работающие на реактивной системе залпового огня, — прим. авт.). Из Татарстана тогда были восемь человек.
Этот боевой опыт у него не первый. На СВО он уже был. Я поинтересовался, пришлось ли по новой приспосабливаться, изменилось ли что-нибудь. Малой ответил:
— А как приспосабливаться? Там выживать надо! Тебя свои дронами продуктами снабжают, а прятаться надо от чужих «мавиков» (широко используемые, часто модифицированные коммерческие квадрокоптеры семейства DJI Mavic, которые применяются для разведки, наблюдения, корректировки огня и нанесения точечных ударов., — прим. авт.), и от своих ловить еду, а кушаешь ты один раз в день! Там надо экономить газ, электричество, чтобы рации работали, поэтому что ты должен выходить на связь регулярно. Вот такие пироги…
Третья
В апреле 2022 года в зону специальной военной операции Владислава Малова провожала жена. Родителям тогда ничего не сказал. О решении своего сына они узнали лишь спустя три месяца, как Малой им позвонил. На фронт он отправился добровольцем. Договор подписал на шесть месяцев.
В составе расчёта Влад служил наводчиком, дошёл до города Горское, что под Лисичанском Луганской народной республики. Был удостоен нескольких наград: три медали «За боевые заслуги», одна за то, что добровольцем пошёл. Вручило их тогда руководство ЛНР. Спустя ровно шесть месяцев, 9 октября 2022 года у него был дембель. Вот как свой последний день описал Малой:
— Мы вышли, как обычно, с утра. Примерно в обед нам корректировщики сообщили координаты. Мы отстрелялись. Услышали, что у «укропов» там большие взрывы пошли. Вечером командир вернулся из штаба и молча каждому руку пожал. Оказывается, мы подожгли склад с боеприпасами, и он до двух ночи взрывался! Получился вот такой мой дембельский аккорд. Салют устроил!
Малой пришёл домой, вернулся на работу — грузчиком на базе снабжения. На войне мины таскал, а на гражданке — запчасти.
«После возвращения с сослуживцами пересекался?», — спросил я.
Немного помолчав, погрузившись в воспоминания, Влад закурил очередную сигарету и ответил:
— В 22 году из тех, с кем я был, в живых остался только один. Из Нижнекамска пацан, позывной «Круглый». Весь израненный был, в госпиталях. Я с ним созванивался во время отпуска. Нас было около десяти человек, миномётный расчёт… Восьмерых нету, вдвоём мы живы только, получается…









