Безвременно, неожиданно на 63-м году ушла из жизни Галина Бортникова
Замечательный человек, острый журналист, требовательный руководитель. Возраст совсем не располагал к тому – ей бы жить да жить.
Но беспощадные болезни не знают сострадания, забирая из жизни раньше срока самых лучших.
Любовь на все времена
Галина Ивановна – человек уникальный. Хотя бы в том смысле, что единственным местом работы стала для нее редакция газеты «Ленинская правда». Придя сюда в начале 80-х годов прошлого века после окончания факультета журналистики Казанского университета, она так и осталась здесь на всю сознательную жизнь, погрузившись в ворох городских и сельских проблем, в переплетения человеческих судеб, в сдвиги политических и общественных пластов, гулко разносившиеся из столицы нашей страны по регионам. Отдел писем, самое бурное и животрепещущее подразделение редакции, именно он принял ее в свои недра и на долгие годы растворил в обращениях и запросах нижнекамцев, их надеждах и чаяниях.
В советские времена в газеты люди писали много и охотно, требуя от редакции немедленной реакции и действенного решения проблем. Каждое письмо требовало ответа и действия: сделать запрос в соответствующую организацию, получить разъяснения специалиста, предоставить необходимую информацию… Закалка, полученная в отделе писем, пригодилась Галине Ивановне и позже, когда она возглавила редакцию «Ленинской правды». Произошло это в 1999 году.
Информация – оружие
Именно такой – принципиальной, честной, требовательной – она оставалась и на протяжении тех двенадцати лет, что возглавляла редакцию. Ее требования к журналистским материалам всегда простирались намного шире, чем как к качественным и объективным текстам.
Журналистика для нее была не отстраненным философствованием, а ежедневной практикой действия. Материал тогда хорош, когда он не просто поднимает проблему, но и решает ее. Мало просто взять интервью у начальника или «нарыть» какую-либо острую информацию. Надо еще «напрячь» этого начальника на решение насущных проблем, надо превратить добытую информацию в орудие действия – чтобы в этом мире стало кому-нибудь лучше. «Давайте делать мир добрее» - этот слоган, долгое время остававшийся своеобразным девизом редакции, был чрезвычайно мил и близок Галине Бортниковой.
Впитав в себя эти возвышенные и благородные требования к газетным текстам, она и от подчиненных требовала такого же отношения. Чрезвычайно важными для нее всегда оставались вопросы морали и нравственности. Галина Ивановна искренне полагала, что газета обязана приобщать людей к лучшему, создавать для них светлые ориентиры, помогать отыскивать стержень в жизни. Ее собственные публикации на эти темы, в частности авторская полоса «Домовик» неизменно пользовались повышенным вниманием и любовью читателей.
«Ничто нас не может вышибить из седла»
Трагическое событие пришло в жизнь Галины Ивановны в конце нулевых, когда она, отправившись по делам редакции в командировку в Казань, попала в жуткое дорожно-транспортное происшествие. После таких, как говорится, «списывают в утиль», но Бортникова, проявив недюжинную силу воли, смогла выкарабкаться. И не просто возвратиться в полноценную жизнь, но и вернуться в профессию – после лечения она вновь заняла свое место в кабинете главного редактора. Более того, она находила в себе силы вспоминать о том трагическом происшествии с юмором.
В Галине Бортниковой естественным образом находили в себе сочетание врожденная интеллигентность, своеобразный аристократизм и непосредственность общения. Руководитель газеты – это человек, кабинет которого постоянно открыт для посетителей. Вот и к Галине Ивановне бесконечной чередой тянулись горожане и сельчане – кто с просьбами, кто с предложениями.
«Последний мой бумажный пароход»
Сказать по правде, вынести суждения о человеке из газетных публикаций непросто. Хотя бы потому, что газета живет лишь несколько дней. Старые подшивки мало кто сохраняет, да и копаться в них никому недосуг. «Ленинская правда», превратившаяся при Галине Ивановне (с некоторым ее неудовольствием) в «Нижнекамскую правду», вне всякого сомнения, сохранила на себе оттиск ее личности, вот только познакомиться с ним сможет сейчас далеко не каждый. Если только в электронном виде… Кстати говоря, она присутствовала на недавнем мероприятии в городском архиве, который приступил к оцифровке старых подшивок «Ленинки». Присутствовала и горячо приветствовала это начинание, прекрасно понимая, что газета – не просто концентрация ее личной судьбы, но и отражение жизни нескольких поколений нижнекамцев.
Проведя всю сознательную жизнь на судне «бумажного парохода», за несколько месяцев до своей кончины она успела оставить последний штрих к этому вроде бы хрупкому, но на самом деле непотопляемому судну – книгу «Нижнекамск и нижнекамцы». Она написана ей вместе с супругом, известным журналистом Юрием Александровичем Бортниковым. В книге – несколько десятков статей и очерков об известных горожанах, о ярких и значимых событиях в истории города. Следуя своему изначальному гуманистическому подходу к профессии, обо всех она пишет с симпатией, пониманием и теплотой. Без сомнения, эта книга займет достойное место в истории города и книжных материалов о нем.
Галина Ивановна жутко не любила «канцелярит» - бюрократическую зашоренность, высокопарную словесную бессмысленность. Пожалуй, и память о ней должна остаться в человеческих сердцах такой же ясной и непосредственной, какой была она сама.
Гражданская панихида состоится в субботу, 16 марта, в 9 часов по адресу: ул.Менделеева,46а.