+2°
Солнечноветер 7,8 м/с, Ю

16+

Крайние меры, или трудные дети, которых нужно спасать: в Нижнекамске прошла очередная комиссия ПДН

Крайние меры, или трудные дети, которых нужно спасать: в Нижнекамске прошла очередная комиссия ПДН

В проблемах детей почти всегда виноваты взрослые, которые что-то недосмотрели, упустили, не обратили внимание или полностью отстранились от процесса воспитания.

За примерами далеко ходить не надо. Каждый такой случай с серьезными для детей последствиями становится предметом рассмотрения межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних. На последнем майском заседании побывал и корреспондент «НП».

Вызов обществу


Юля Корелина (имя и фамилия изменены – примечание редакции) – ученица одной из школ города. Ей всего 12 лет. По словам учителей, она в последнее время скатилась до плохих отметок, хотя способности у нее есть. У девочки очень непростая судьба, которую уготовили для нее маргинальные родители.

Кроме Юли, в семье есть еще и старшая дочь Виктория, которой буквально на днях исполнилось 18 лет. В какой момент в семье произошел разлом, после которого все пошло наперекосяк, сейчас сказать трудно. Отец девочек в настоящее время отбывает наказание за совершенное преступление, и сидеть ему еще как минимум два года. Мама в это время беспробудно пьет, ведет аморальный образ жизни, а в воспитании дочек ограничивается лишь постоянными криками с использованием крепких словечек. Дома постоянно собираются шумные компании, на глазах у детей местные алкоголики употребляют спиртное и шумят. 

Девочки питаются чем придется, а об условиях для нормальной учебы и подготовки домашних заданий и говорить не приходится – их там попросту нет. Долг семьи по коммуналке составляет порядка 157 тысяч рублей, и с каждым месяцем он растет.

Девочки никак не могут повлиять на свою опустившуюся мать, которая нередко находится в неуравновешенном психическом состоянии.

Особенно часто конфликтует с ней Юля. В результате очередной ссоры девочка наглоталась таблеток. Благо, на помощь вовремя подоспели врачи, и попытку суицида удалось предотвратить. Дальше оставаться дома девочкам было крайне небезопасно. По собственному заявлению Юли ее приняли в приют «Балкыш», где она находится в настоящее время.

Девочку, несомненно, можно назвать трудным подростком. В ее поведении, в каждом ее действии прослеживается протест, вызов обществу.

То она красит волосы в зеленый цвет, то ложится на пол, не желая никого слушать и подчиняться правилам учреждения. Юля уже не хочет жить в приюте – хочет вернуться домой, к маме, какой бы она ни была. А мама… Мама и думать забыла о дочери. На все просьбы педагогов «Балкыша» прийти к дочери она никак не реагирует, не появляется и не вспоминает о Юле.

Девочке очень непросто. С ней работают психологи, помогая выйти из такого состояния, стараясь поддержать, подбодрить. Одной ей точно не справиться с грузом накопившихся проблем, которые под силу решить только взрослым.

Рассмотрев все материалы дела и заслушав представителей школы, центра «Балкыш», психологов и представителей других ведомств, члены комиссии решили начать процесс ограничения родительских прав в отношении мамы. Иного выхода здесь нет: раз ребенок оказался не нужен маме, он будет нужен государству, которое и позаботится о нем.

Что же касается самой Юли, то сейчас ее состояние более или менее стабилизировалось. Девочке (по ее желанию) помогли сделать новую прическу, для этого пригласили хорошего стилиста, окружили заботой и вниманием, которого ей так недоставало дома, а в ближайшие дни она отправится в летний лагерь, где отдохнет от всех взрослых проблем. И почувствует, наконец, себя ребенком – беззаботным и открытым, пообщается со сверстниками и отлично проведет время.

Как заметить, что с ребенком плохо обращаются дома?


Первое, что сразу должно привлечь внимание соседей к ребенку, – грязная и неопрятная одежда, припухшие, заспанные или заплаканные глаза и другие признаки запущенности, говорит президент межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок» Лариса Лазарева. У детей, страдающих от домашнего насилия, часто бывают дурные привычки, они реже смеются, хуже успевают в школе. Это могут заметить не только соседи по дому, но и учителя в школе.

Однако плохой внешний вид ребенка – не повод приходить к однозначному выводу, что родители жестоко с ним обращаются. Возможно, семья просто попала в тяжелую жизненную ситуацию.


В любом случае игнорировать свои подозрения нельзя, ведь исход ситуации во многом зависит от включенности окружающих. Люди мало реагируют на окружающий мир. И в случаях, когда они не обращают внимания на проблемы детей и не хотят помочь – может, из страха быть свидетелями или из равнодушия, – происходят подобные инциденты.

«Пьяное» ДТП с детьми


Из сводок ГИБДД: «17 мая, на дороге возле дома №1 на улице Лесной, 17-летний водитель с признаками алкогольного опьянения, следуя со стороны проспекта Вахитова в направлении улицы Лесной, управляя автомобилем «Рено Логан», не выбрал безопасную скорость и совершил наезд на заборное ограждение, в результате чего машина опрокинулась. В ДТП серьезно пострадали и сам водитель, и подростки, которые находились в момент аварии в салоне авто. На часах было 2:30 утра».

Среди пострадавших – двое детей из многодетной семьи Дмитриевых (сестра и брат 16 и 13 лет). Девочка в тяжелом состоянии, у нее диагностированы закрытая черепно-мозговая травма и гематомы на голове. Сейчас она в казанской РКБ. Последствия аварии могут быть самыми печальными, а пока за ненадлежащее воспитание детей и их появление в ночное время на улице без сопровождения взрослых комиссия ограничилась лишь предупреждением, так как ранее подобных нарушений за семьей не наблюдалось.

Инвалидность ради пособий и для прикрытия


Невозможно без содрогания смотреть на детей с ограниченными возможностями здоровья, которых воспитывают родители-алкоголики или наркоманы. Каждый такой случай требует особого подхода и незамедлительного решения, ведь на кону – жизнь и здоровье маленького члена общества, до которого взрослым зачастую просто нет дела. Примером тому может послужить история маленького Марселя, которому этой весной исполнилось шесть лет. Ему не повезло родиться в семье с богатым криминальным прошлым: его мама росла в неблагополучной многодетной семье, а после того как бабушка зарезала деда, угодила в детский дом. О папе такой информации нет, однако точно известно, что оба они пьющие, состоят на учете в наркодиспансере.

У мальчика серьезные проблемы со здоровьем. У него ДЦП, и из-за ненадлежащего ухода и недостаточного лечения болезнь прогрессирует. На комиссию 30-летняя мама Оксана Николаевна привела его с собой. Это милый, спокойный ребенок. Все время держался около мамы и боялся поднять глаза на окружающих. Как выяснилось, были моменты, когда мама, прикрываясь инвалидностью ребенка, пыталась уйти от наказания после кражи продуктов в небольших магазинах возле дома. Женщина нигде не работает – ухаживает за ребенком-инвалидом и живет на его пособие. Точнее, по словам соседей, его благополучно пропивает вместе с супругом.

Мальчик должен посещать реабилитационный центр «Надежда», где врачи и специалисты оказывают таким детям всестороннюю помощь, пытаясь если не преодолеть недуг, то хотя бы облегчить их состояние и адаптировать детей к нормальной жизни. Но, по словам педагогов, ребенка родители туда приводят крайне редко, а значит, и лечение он получает лишь эпизодическое – от случая к случаю.

На вопрос председателя комиссии: «Почему так происходит?» – Оксана Николаевна слезно утверждала, что во всем виноват муж, который хочет ее убить, к тому же забрал документы и выгнал из дома. Теперь женщина живет на съемной квартире на улице Чишмале, а в центр «Надежда» ходить боится, потому что у ворот их может подкараулить и избить ее муж.

При патронаже по месту жительства в квартире всегда был пьяный папа ребенка, который нецензурно выражался, набрасывался на визитеров и вел себя агрессивно. Разобраться в этой непростой ситуации и вместе со специалистами центра помощи семье и детям «Веста» помочь Оксане вернуть документы пообещали инспекторы по делам несовершеннолетних. От нее требуется лишь отправить ребенка на месяц или больше на лечение в «Надежду». На это мама Марселя ответила категорическим отказом.

– В таком случае, – подытожил председатель комиссии Айдар Фаретдинов, – мы будем вынуждены прибегнуть к крайним мерам, вплоть до ограничения вас в родительских правах.

На самом же деле в данном случае, по мнению всех присутствующих, другого выхода нет. Ребенок нуждается в лечении, за ним нет надлежащего ухода, он находится в социально опасном положении, и его надо срочно спасать. Для начала – лечить и оградить от пьющих родителей. У него, по словам педагогов и врачей «Надежды», большой потенциал, и при своевременно оказанной помощи положительная динамика будет налицо. И вообще каждый ребенок имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. В данном случае права Марселя нарушены, их необходимо восстановить и помочь мальчику.

В этот день на рассмотрении комиссии значилось 11 дел, каждое из которых заслуживает отдельного внимания. Во главу угла поставлены судьбы детей с еще неокрепшей психикой, которым часто приходится страдать из-за ошибок взрослых, из-за из безразличия и отсутствия положительного примера настоящей крепкой, дружной семьи!

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):