Как корреспондент «Нижнекамской правды» чаевые раздавал
Один из дней этой недели оказался у меня весьма насыщенным, пришлось совершить несколько поездок на такси, доплачивая за услугу сверх стоимости поездки.
Дорогой читатель, не стоит делать скоропалительных выводов: мол, деньги некуда девать. Это не так. Просто проблема с автобусами настолько усложняет перемещение по городу (трамваи только частично разгружают ситуацию), что мне пришлось воспользоваться услугами перевозчиков при моём весьма скромном бюджете и перегруженном графике.
Первый водитель, которого я вызвала, всё никак не появлялся на горизонте. Поскольку я уже опаздывала на интервью, через диспетчера связалась с таксистом. Выяснилось, что вина целиком моя: я назвала не совсем точный адрес, и машина, хотя и ждала меня поблизости, но с другой стороны шоссе.
Тогда я пошла к тому месту, где ждал водитель, а он поехал туда, где предполагал найти меня. И опять мы разминулись. И только после его звонка я села в нужный автомобиль.
Он не умолкал, увлёкшись нравоучениями, почти не смотрел на дорогу, а я не хотела вступать в словесные баталии или, не дай бог, попасть в ДТП. Поэтому его обвинительную речь я остановила единственно верным способом, предложив ему откуп – 50 процентов от суммы поездки.
Как выяснилось позже, это была неприлично большая сумма, и можно было предложить меньшую. Но это сработало: таксист, хотя и злился, но уже молча, и предложенные деньги взял без сопротивления.
Однако после интервью встал вопрос: как добраться из глубоко спального района Нижнекамска еще по одному месту назначения? Трамваи там не ходят, а автобусов люди в глаза не видели (конечно, это сарказм, но с долей правды).
Пришлось опять вызывать такси, на этот раз через приложение. Казалось бы, всё пройдет идеально, но в этот раз я ошиблась с пунктом назначения, неправильно вбив его в приложении. Когда выяснилось, что мне надо не совсем туда, куда должен по моей заявке везти перевозчик, он попросил отменить поездку и вызвать другое такси – оно и понятно, ведь приложение зафиксировало другой адрес.
Но у меня катастрофически не хватало времени, и я предложила водителю хорошие чаевые – только вези. Он поскреб в затылке, и мы всё- таки тронулись.
Но вот что меня удивило: когда я протянула ему чаевые, он их не взял. Сказал, что с кем не бывает, каждый может ошибиться, да и расстояние практически одинаковое. Я была очень рада, так как мне предстояла ещё не одна поездка.
И только вечером, завершив все дела и добравшись домой, я задумалась о том, а за что, собственно, я доплачивала и правильно ли это делала?
Поискала ответы в интернете, где меня просветили, кому и сколько можно давать на чай. Итак, чаевые – это дополнительная награда (или «бонус») человеку, которая даётся сверх обычной суммы за услугу, товар, старание или качественно выполненное дело. Железных стандартов и законов, которые это регулируют, нет. Но кое-какая практика сложилась.
Вообще, стандартные чаевые в мире составляют 10%. В США традиционно оставляют от 3-5 до 15%, во Франции - 10%, в Испании - 7%, а в Египте их вообще редко оставляют. В Австралии, Греции и Бельгии в такси чаевые не приняты. А в Японии попытка дать водителю несколько долларов не воспринимается как оскорбление. Чаевые принято давать только определённой категории работников сферы обслуживания. Кроме сферы такси, это официанты, курьеры служб доставок, мойщики и заправщики авто и т. п.
Статистика по России говорит: только половина из нас даёт чаевые. 25-30% не могут посчитать сумму, а 25% не дают их вообще. Между тем в нашей стране чаевые принято давать примерно 5-15% сверх счёта.