«Кто, кроме нас, в пожар пойдёт?»
Они каждый день рискуют своими жизнями, чтобы спасти чужие. Сегодня, 30 апреля, в России отмечается День пожарной охраны.
Корреспондент «НП» встретился с ветеранами-огнеборцами и послушал самые запоминающиеся истории из их службы.
Ирек САЛИХОВ, ветеран пожарной охраны:
«Мне запомнилось, когда на шинном заводе на складе готовой продукции возгорание произошло в пяти местах. 14 декабря 1999 года. Это был страшнейший пожар! Склад полностью забит резиной. Все случилось в три часа ночи. Попасть внутрь не могли, так как изнутри ворота были закрыты. Тросами их выламывали.
Сработали спринклеры. Возгорание они, конечно, не потушили, но и огню развиться не дали. Было страшно. Работали в аппаратах защиты средств дыхания. Надо было в первую очередь охладить перекрытия, потому что горение резины из каучука очень высококалорийно, температура большая, всё тепло идёт вверх.
Даже плиты перекрытия не выдержали такой высокой температуры и треснули! В любой момент могло произойти обрушение. Сложность была ещё и в том, что склад был центральным: если бы огонь вышел на кровлю, то он мог переброситься и на соседние склады. Тушили около трёх часов. К шести утра закончили. Всё-таки очень опасная работа, но ведь мы – как десантники: никто, кроме нас. Ну кто, кроме нас, в пожар пойдёт? Правильно, никто».
Василий ЯРЦЕВ, ветеран пожарной охраны:
«Когда я работал оперативным дежурным третьей смены, я отвечал за всё противопожарное водоснабжение. Так и приклеилось ко мне прозвище «водяной». Как-то раз мы тушили самый элементарный пожар в подвале на Химиков: кладовки горели. Не могли проникнуть внутрь – горит, и всё тут!
И мы с Владимиром Шипковым (тогда еще молодые были) во всём обмундировании со стволом через продухи аккуратно в подвал и спустились. Водой поливаем, там всё как в бане. Потом вылезли с Володей, стоим и смотрим: «Как же мы вылезли оттуда?» Только потом уже осознание пришло. Ну, внутрь-то нам помогли спуститься, а назад мы уже только вдвоём остались! Я начинал в 37-й части. Помню свой самый первый серьёзный пожар после взрыва на заводе окиси этилена.
Колонна взорвалась. Крышу бытовки, где пожарные отдыхают, пробило. Слава богу, никого не было. Осколки потом находили даже на шинном на градирне. Осколки килограммов под 30 в бетон врезались! И даже после этого случая я не передумал работать пожарным. Трусить не привык, назад сдавать тоже!»
Евгений КРАСАВИН, ветеран пожарной охраны:
«Был взрыв на шаровом резервуаре. Операторную буквально разорвало по кирпичикам. Откапывали девушку из завалов. Возгорание-то потушили быстро, насосная не пострадала, в отличие от операторной. От неё ничего не осталось. Самый психологически тяжёлый момент был, когда установилась тишина.
Мы понимали, что под завалами могут быть люди. Там были женщины. В тишине мы услышали стоны. Вручную разбирали и кранами. Добрались до одной из женщин. Мы её видели, она лежала под плитой. Наш фотограф тогда смог достать до её руки, она ухватилась. Так и держал, пока не извлекли из-под завалов. Без слёз нельзя было смотреть!
Как-то раз одна установка на нефтеперерабатывающем заводе за месяц горела три раза. Первый раз быстро потушили. Часа четыре прошло – горящая насосная. Тоже потушили. Ночь была, я сижу, документы оформляю – и тут опять возгорание на этой же установке. Полыхало сильно! Вся насосная в огне, горели кабельные эстакады.
Кошмар был! И третий раз как раз в мой день рождения, 22 января, ещё один пожар был. Сильный хлопок, горела вся колонна. Огонь буквально валом шёл, катился на операторную. Мы только чуть-чуть успели отойти – и огонь накрыл операторную. Слава богу, успели человека вывести, обошлось без жертв».