«Верни деньги, мр...зь!»: что делать, если коллекторы стали слишком настойчивыми
Название материала в печатной версии газеты: Верни деньги, мразь!
Самое обычное будничное утро. Привычные сборы и процедуры прерывает внезапное SMS-сообщение: «Иван Иванович Неизвестный, Ваш долг переуступлен коллекторскому агентству. Не уклоняйтесь от уплаты задолженности. Срочно верните долг!».
С этого сообщения и начались мои круги ада…
ПОДЛЯНКА В ПОДАРОК
А ба-а-а, Иван Иванович Неизвестный (назовем его так) – это мой коллега? Не пойму – при чем здесь я? Ошибка, наверное – меня Кирилл зовут! Однако подобные сообщения стали приходить мне раз в месяц. Вскоре от эпистолярного жанра кредиторы перешли к звонкам:
– Здравствуйте! Меня зовут Абрамова Татьяна Владимировна, отдел взыскания «Сразу деньги». У вас есть возможность связаться с должником Иваном Ивановичем Неизвестным и передать информацию?
– Девушка, звоните ему, а не мне!
– Он не отвечает, а ваш телефон предоставлен им по договору займа. Так что все вопросы и претензии, почему ваш телефон фигурирует в его договоре и почему вам звонят по его долгам, адресуйте заёмщику.
Диалог поверг меня в шок. Нежданно-негаданно я стал участником кредитной истории постороннего человека, который просрочил свой платеж.
Через несколько дней мне позвонили с незнакомого номера. На другом конце провода – робот. И снова речь о задолженности моего приятеля. Вскоре новый звонок (номер зарегистрирован в Дагестане). Женский голос – настоящий:
– Вы знаете Ивана Ивановича Неизвестного?
– Нет, не знаю.
– Ах ты, мразь! Как деньги брать, так они знают! Какого чёрта ты врёшь, образина? Я тебя долбить буду, пока твой друг мне все деньги не вернёт! Предупреди своих: до тебя сегодня будет невозможно дозвониться!
И начался настоящий ад… Телефон разрывался от звонков каждые три минуты. Звонившие раздобыли даже стационарный номер нашей редакции. Работа отдела была парализована на весь день.
ДОЛГИ В ЗАКОНЕ
Отключить телефоны в силу своей работы мы не могли. Занести номера в чёрный список тоже не получилось – они были скрыты. В сall-центре оператора сотовой связи лишь развели руками: сделать что-либо с бесконечными звонками коллекторов они не силах. Бегу прямиком к Ванюше-должнику, узнать, когда он свои долги закроет.
Обещал (уже в который раз) – с зарплаты. Я начал искать, как выйти из этой передряги. Позвонил в полицию. Ничего утешительного: сказали, перспектив у моей жалобы нет – отсутствует состав преступления. Это же подтвердили и в прокуратуре.
Что же тогда остаётся: менять сим-карту либо погашать чужой долг, чтобы избавить себя от этих мучений? Ну уж нет, обратимся к законодательству.
Федеральные законы «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в России работают с 2016 года.
В этом году в него внесены поправки, защищающие граждан от нежелательного общения с коллекторами. Так, их общение с третьими лицами теперь возможно исключительно с письменного согласия последних. Так называемая «презумпция несогласия».
Ранее коллекторам получать согласие третьих лиц не требовалось.
К сведению! Не стоит забывать, что закон регулирует и частоту обращений коллекторов к должнику:
- Звонки не чаще двух раз в неделю;
- Отправлять не более четырёх сообщений в неделю;
- Информировать о долге по будням с 8 до 22:00, по выходным – с 9 до 20 часов;
- Встречаться лично не более одного раза в неделю.
На деле, чтобы приструнить особо ретивых коллекторов, у жертв «телефонной тирании» эффективных методов нет. Гладко всё только на бумаге. В реальной жизни добиться результатов крайне сложно. Но можно попробовать. Рассказываем, как.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Необходимо позвонить в агентство и объяснить, что никакого отношения к просроченному займу вы не имеете, и попросить убрать ваш телефон из базы должников. ОБЯЗАТЕЛЬНО запишите разговор на диктофон.
- Отправьте электронное и заказное письма с заявлением об отзыве персональных данных в кредитную организацию и коллекторское агентство. Они станут дополнительным доказательством в случае обращения в службу судебных приставов и МВД.
- Если вас указали как контактное лицо, то вы являетесь представителем должника. Требовать с вас вернуть деньги коллекторы не могут – лишь попросить повлиять на должника. Необходимо подать письменное заявление коллекторам, чтобы вас исключили из этого списка.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
- Служба судебных приставов контролирует работу коллекторских агентств. Телефон горячей линии по вопросам их деятельности - (843) 514-92-35
- Роскомнадзор рассмотрит вашу жалобу в течение 30 дней, если, к примеру, коллектор сообщил ваши данные посторонним лицам или разместил ваш номер телефона в соцсетях.
- Ещё одной организацией, способной помочь в решении спорных ситуаций, является НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Жалобу можно отправить онлайн. Рассматривать её будут максимум неделю.
- В полицию и прокуратуру жаловаться имеет смысл, если только от угроз коллекторы перешли к конкретным действиям. Тогда появляется состав преступления, которое находится в рамках Уголовного кодекса. В том числе сюда же относится и разглашение персональных данных.
- ВАЖНО! Обязательно фиксируйте все контакты с коллекторами на фото или видео. Нелишними будут и аудиозаписи телефонных разговоров.