-2°
Ясноветер 1,2 м/с, ЮВ

16+

Люди дождя

26-03-2022, 09:42
Люди дождя

На пороге меня встретила молодая красивая девушка. Как только я шагнула в квартиру, мимо меня вдоль углов и стен с машинкой в руках промчался мальчик. «В-ж-ж-ж, машинка, привет!» – прокричал ребенок.

Остановился передо мной и, широко улыбаясь, посмотрел мне прямо в глаза.

Тьютор для Ильи

Я удивилась этому взгляду: детям с таким диагнозом контакт «глаза в глаза» не свойственен. Илье девять лет, и у него аутизм. Только потом я узнала, что у него атипичный аутизм, то есть не ярко выраженный.

«Сначала нам не говорили, что у него такой диагноз. Все ссылались на задержку речевого развития. Я начала сама подозревать, когда у сына появились навязчивые повторяющиеся действия. Если что-то шло не по обычному сценарию, он начинал капризничать прямо на улице», – рассказала корреспонденту «Нижнекамской правды» мама Илюши Юлия Бузулуцкая.

Женщина не понимала, в чем причина беспокойства ребенка, прохожие оборачивались на вопли и с осуждением смотрели на Юлию.

«Дальше таких странностей стало еще больше. Однажды я заметила, что он может часами лежать на полу и крутить колесико от машинки. Окончательный диагноз нам поставили только в шесть лет. У меня была депрессия, которая продлилась полтора года. Я прошла все стадии: отрицание, гнев, торг. С большим трудом пришло принятие. Мужу принять болезнь сына было еще тяжелее. Очень помогло сообщество мам в интернете, у которых дети с таким же диагнозом. Благодаря общению с ними я смогла хоть как-то успокоиться», – поделилась своей болью женщина.

Я заметила на холодильнике календарь с квадратиками, в которых нарисованы картинки и прописаны действия: спать, кушать, чистить зубы. Как рассказала Юлия, это специальный визуальный календарь, который помогает Илье справляться с ежедневными занятиями.

«Детям с аутизмом тяжело воспринимать слова, им важна визуализации. Я сделала специальные карточки PECS (пекс – прим. ред.). С ними ему проще придерживаться ежедневного графика», – поделилась своим опытом Юлия.

Сейчас мальчик максимально адаптирован. Родители стараются заниматься с ним каждый день: он различает будни и выходные, знает, что в среду и пятницу у него занятия с логопедом. Но Илья не разговаривает о будущем. Есть только сейчас и сегодня. Больше всего Илья любит играть с маленькими детьми: по словам матери, они максимально близки ему по развитию. Со взрослыми сложнее. Мальчик только начал учить буквы, Юлия искренне верит, что когда-нибудь он сможет писать и читать.

Илья учится в специальной школе. К сожалению, нет тьютора – специалиста, который должен сопровождать ребенка с аутизмом во время учебного процесса.

«В нашем городе этих специалистов нет совсем. Ни одного! Хорошо хоть в классе всего четыре ученика – есть возможность поработать с каждым лично. Нам предлагают выучиться самим и идти работать тьюторами. Но я не могу – я должна быть рядом с сыном. Я тьютор для него дома – и мама, и лучший друг, и компаньон», – рассказала Юлия.

Аутизм – приговор?

По словам специалистов, в Нижнекамском психоневрологическом диспансере на сегодняшний день зарегистрировано 30 детей и четверо взрослых с диагнозом «аутизм». Выявить психические отклонения у ребенка в раннем возрасте очень сложно.

«Для начала можно пройти так называемый «Аутизм. Тест» (test.autism.help). Он бесплатный. Если же опасения подтвердились, стоит сразу обратиться к психиатру. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов свести симптомы к минимуму. А дома нужно обязательно установить с ребенком эмоциональный контакт. Чаще брать на руки, демонстрировать свою любовь, разговаривать, читать книжки, смотреть картинки. Ребенок должен слышать речь мамы, которая обращается к нему. Возможность помощи ребенку зависит от тяжести заболевания. К счастью, стопроцентный аутизм встречается очень редко, чаще – выраженные отдельные черты. Таким детям можно помочь, главное – не терять время. Но родители должны понять – это на всю жизнь. К сожалению, излечить аутизм полностью невозможно», – рассказала корреспонденту «НП» детский врач-психиатр Татьяна Шабалина.

Существует несколько сигналов, говорящих о том, что с ребенком что-то не так: отсутствие или плохая реакция на имя и обращенную речь, нет жестов, нет отдельных слов или фраз к двум годам, утрата ранее приобретенных языковых или социальных навыков, плохой зрительный контакт, тяга к определенному расположению игрушек или предметов, отсутствие улыбки или ответной эмоциональной реакции.

«Расстройства аутистического спектра могут быть и у подростка, и даже у взрослого. Бывает, что такие люди вырастают, учатся, получают профессию, но диагноз им ставят уже во взрослом возрасте. У них часто развивается тревожное или депрессивное расстройство. Здесь важно правильно подобранное специальное обучение, помощь в адаптации», – объяснила психиатр.

Если человек с низкофункциональным аутизмом (а это значит – совершенно недееспособный и неадаптированный) вырастает и остается совсем один, его определяют в психоневрологический интернат. Ближайший из них находится в Камских Полянах.

Справка

«Аутизм» в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Аутизм – это способность мозга думать по-другому. Иногда даже гениально. Судите сами…

Чарлз Дарвин, создатель теории происхождения человека от обезьяны.

Ученый страдал одной из форм аутизма – синдромом Аспергера. Дарвин маниакально все записывал и вел исследовательский дневник о собственных детях.

Леонардо да Винчи, итальянский художник, учёный, изобретатель.

Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых 12 лет, чтобы написать губы Моны Лизы.

Энтони Хопкинс, актер театра и кино, кинорежиссер.

Диагноз «аутизм» получил на пороге 80-летия. Хопкинсу очень нравится тщательно разбирать персонаж на части. Заболевание в какой-то мере помогло ему стать хорошим актером.

Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

С трудом вступал в контакт с другими людьми. Плохо учился в школе, испытывал затруднения в выражении мыслей. Не мог терпеть прикосновения людей.

Вольфганг Амадей Моцарт, австрийский композитор и музыкант-виртуоз.

Ему, как и многим аутистам, было свойственно отсутствие мимики. Он обладал чувствительным слухом, слишком резкий и громкий звук вызывал у него болевые ощущения.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):