Преступники под контролем
Они сопровождают заключенных в суд и во время перевозок следят за порядком. От них напрямую зависит защита свидетелей. Их задача – предотвратить побег подсудимого. Зачастую их даже не замечают: серьезные и сосредоточенные, они зорко следят за заключенными, им не до окружающих. Они – конвоиры.
Рассказать о специфике своей работы согласился исполняющий обязанности начальника изолятора временного содержания Николай Домолазов.
Корреспондент «НП» отправилась в изолятор, чтобы своими глазами увидеть, как работают сотрудники охранно-конвойной службы, и задать интересующие многих вопросы.
– Опишите обычный рабочий день конвоира.
– В 7:45 сотрудники приходят в оружейную комнату для вооружения. В 8:00 у нас общий сбор. Проверяем внешний вид, обязательные атрибуты – наручники, резиновая палка, пистолет Макарова. Те, кто едет на этап, получают автомат Калашникова. Ездить приходится в другие города. Так как у нас изолятор временного содержания, мы возим по этапам, сотрудничаем с Бугульмой и Чистополем. Из поездок конвоиры иногда приезжают очень поздно, затем расходятся по домам.
– Что входит в обязанности конвоира?
– Конвой – это не только сопровождение подозреваемых, в его задачи входит также недопущение побегов. Запрещены телефоны, любая другая электроника, колюще-режущие предметы. К нам переводят ребят из других структур. Мы еженедельно проводим для новых сотрудников обучение: как действовать при побеге, при пожаре или при попытке суицида.
– И каков порядок действий?
– Мы строго проверяем, что именно передают родные. Не допускаем передачи запрещенных веществ, которые могут привести к нежелательным последствиям. При мне случаев суицида не было. Также обучаем наших сотрудников предотвращению различных способов побега, чтобы они были готовы ко всему. С появлением нового здания суда стало гораздо легче. Раньше задержанных надо было конвоировать через улицу. Сейчас же прибываем в бокс, все закрываем и спокойно сопровождаем подозреваемого на заседание суда. И даже из туалета не сбежишь – сейчас там нет окон. Без шансов!
– Как вы понимаете, что человек замышляет побег?
– Во-первых, таких сразу выдает поведение. Во-вторых, обычно о побеге думают те, кому дали большой срок. У нас к таким особенный подход, за ними следим еще строже.
– Количество конвоиров всегда одинаковое?
– Это зависит от мест в автозаке. Но и здесь есть свои нюансы: не каждого задержанного можно сажать к другим. Например, если подсудимый не смог найти общий язык с остальными, его перевозят отдельно. Также у нас, как и прежде, очень негативно относятся к насильникам – их мы тоже возим поодиночке.
– Может случиться разное: к примеру, у заключенного вдруг заболел живот или зуб – что тогда?
– Если надо, вызываем скорую. У нас есть специальная комната для осмотра. Все происходит под строгим наблюдением. Если надо везти в больницу – везем туда под конвоем. В таких случаях выделяется три человека. Во время осмотра заключенный пристегнут к одному из конвоиров, второй стоит у окна, третий – у двери. Не оставляем возможности для побега. Но чаще всего это просто попытка задержанного, так сказать, «прогуляться». Вот на прошлой неделе мы повезли мужчину, который совершил нападение с ножом. Жаловался он на головную боль – у него была рана на голове. Повезли, осмотрели, врачи ничего не нашли.
– Как складывается общение между заключенными и конвоирами?
– Никакого общения с задержанными! Это исключено, всё только по уставу – команды, допустимые законом, и все. В нашей профессии со временем начинаешь относиться ко всем с подозрением, настороженностью. Все непредсказуемые. Смотришь, вроде спокойный, а верить нельзя. Но есть и те, кто, уходя из изолятора, даже руки пожимает, обещает не возвращаться. Но проходит пара недель – и они снова тут как тут.
– У вас служат только мужчины?
– Среди конвоиров есть и женщины, и мужчины. Первые досматривают только женщин, вторые – мужчин. Справляются с работой на все сто. Если, конечно, выдерживают эмоциональную нагрузку. На данный момент у нас на постоянной основе работают две девушки, они уже привыкли, никаких проблем нет. Мы ими очень дорожим: женщин-преступниц привозят не меньше и по таким же тяжким статьям, что и мужчин.
– В чем разница между заключенными мужского и женского пола?
– Женщины пытаются давить на жалость, в первые дни все время плачут, но потом привыкают. У нас здесь ко всем одни и те же требования. Никаких исключений!
– Сотрудников много?
– На данный момент у нас нехватка личного состава, людей не хватает. Новичков мы с первых же дней обучаем тому, как работать и вести себя с заключенными. Приходите, будем рады каждому, кто желает поступить на службу.
– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии праздника?
– В первую очередь – терпения. Чтобы их семьи понимали специфику их работы. Здоровья и еще раз терпения!
Официально
День охранно-конвойной службы в России празднуется с 13 мая 2011 года. Сейчас это одна из наиболее многочисленных, подготовленных и оснащенных служб полиции.