Хозяйка голубятни в Нижнекамске рассказала о загадочной болезни, которая «скосила» половину всех ее птиц
Думаю, многим знаком фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Герой истории Василий Кузякин все свои душевные силы тратил на голубей. Это хобби занимало его жизнь и сердце… В Нижнекамске тоже есть люди, отдающие свою любовь птицам мира.
Знакомьтесь: Юлия Варивода вот уже семь лет ухаживает за голубятней и ее обитателями во дворе дома № 58 на проспекте Химиков.
Голубятня – это ответственность
Мы прошли внутрь небольшого двухэтажного строения. Сейчас мы будем кормить голубей. На первом этаже расположены коробки с кормом, инструменты для чистки помещения. Сразу и не скажешь, что здесь живут птицы: больше похоже на склад. Увидев мое удивленное лицо, Юлия указала жестом за мою спину. Развернувшись, я увидела лестницу, ведущую вверх, а там – деревянную крышку. Женщина поднялась и откинула ее, и я полезла за ней. Несколько десятков голубей всполошились из-за нашего вторжения и начали в панике метаться по сторонам.
«Сколько здесь птиц?» – спросила я, пытаясь увернуться от крыльев. «Около шестидесяти. Здесь много породистых: чистокровные арабские, спортивные, пермские высоколетные, чаечки… Но по породам они не рассажены, все смешались. Для меня самое главное, чтобы птицы были здоровы и сыты», – начала рассказывать женщина, а сама принялась просматривать гнезда: все ли в порядке, все ли на месте.
Как же так получилось, что красивая молодая женщина, которая работает ведущей праздников, вдруг стала хозяйкой голубятни?
Кстати, семья женщину поддерживает: муж помогает привозить зерно, ведь для того, чтобы прокормить более 60 птиц, требуется немало усилий.
Я заметила на лапках у голубей разноцветные колечки. Оказывается, владельцы голубятни таким образом обозначают возраст птицы: «Если шесть лет назад родился – черные колечки, следующий год – красные, затем – синие и так далее. Птенцам, родившимся в этом году, я надену белые колечки. Таким образом я буду знать, сколько им лет», – раскрыла секрет Юлия.
«Голуби нас связали»
Каждый день нижнекамка приносит голубям еду и чистую воду: «Иногда я добавляю в зерно витамины – они есть и в сухом, и в жидком виде. Покупаю в Казани у знакомого голубятника: там хозяйство большое – около 800 птиц. Он дает мне ценные советы, помогает, делится опытом. Голуби нас связали», – рассказала корреспонденту «Нижнекамской правды» Юлия.
Как оказалось, голубятники из разных городов – из Казани, Чистополя, Челнов, Тубы – тесно общаются между собой. Общее любимое дело объединило их и сдружило. Новых жильцов для своей небольшой голубиной фермы заказывает и наша героиня.
Уже потом я заметила, что на полу то тут, то там разложено по паре яиц. Как рассказала женщина, голуби высиживают их по очереди – то самка, то самец. Вылупляются голубята лысыми и беспомощными. Родители кормят их из клювика голубиным молочком и мягкими зернышками. Юлия просунула руку в одно из гнезд и достала оттуда парочку маленьких, еще не раскрывших глазки птенцов с легким пушком. Я заметила, что голуби ее не боятся. В руки не идут, но в то же время ходят вокруг нее и воркуют, словно рассказывают своей хозяйке, как прошел их день.
Сизым здесь не место
Через какое-то время я обратила внимание, что голуби здесь только белые или с серыми крапинками. Но ведь окошки постоянно открыты, а на улицах полно сизых голубей. Как же так получается, что серые представители этих пернатых до сих пор не заполонили весь домик? Юлия пояснила: она тщательно следит за тем, чтобы не было «чужаков».
«Как вы понимаете, что голубь заболел?», – задала я вопрос.
За эти семь лет, что женщина ухаживает за птицами, случалось всякое. В одну из зим все голуби разом заболели: каждый день Юлия приезжала и находила три-четыре мертвые птицы.
Теперь женщина, наученная горьким опытом, каждую весну поит своих питомцев специальными витаминами и тщательно следит за их здоровьем.
Стресс – это смерть
Но не только болезни угрожают голубям. Бывает и так, что неприятности начинают причинять и люди. Да, район хороший, жители все дружелюбные. Но три года назад случилась беда – из голубятни начали пропадать голуби. В первый раз пропало 42 птицы, во второй – 25. Юлия написала заявление в полицию, обменялась телефонами с местными жителями. Они-то и помогли поймать воришек. Ими оказались двое мальчишек. Объяснить свой поступок подростки так и не смогли. Как выяснилось потом, они собирали их в сумку и увозили. Поднимались на крышу какого-нибудь дома и оттуда выпускали.
«Тогда погибло очень иного голубей. Мне вернули только пятерых, трое из них в течение нескольких дней умерли. Измученные и напуганные птицы не смогли пережить стресс». Во время рассказа женщина наливала чистую воду в птичьи поилки.
Итак, все гнезда осмотрены, голуби в порядке, еда и вода на месте. Когда мы спустились и вышли на улицу, я спросила: «Если эти голуби окажутся на воле, они смогут выжить?» Юля улыбнулась: «Конечно, они приспособятся и начнут жить, как дикие голуби. Все с ними будет в порядке. Но они будут все равно тянуться к людям. Пока у них есть я, беспокоиться не о чем», – успокоила меня женщина.