Шинный – продано!
В пятницу, 13-го, Нижнекамск потрясла новость: «Татнефть» продала свой шинный бизнес. Пресс-релиз о состоявшейся сделке выложили в соцсетях. Все произошло столь быстро, что это стало полной неожиданностью даже для самих работников шинного производства.
Спустя пару дней после объявления о продаже корреспондент «Нижнекамской правды» на условиях анонимности поговорила с сотрудниками ПАО «Нижнекамскшина». Паники среди людей нет. Более того, на тот момент были и те, кто о продаже завода даже не слышал.
Продать – чтобы сохранить
Под грифом «продано» числится не только шинный завод. ПАО «Татнефть» подписала соглашение о продаже следующих предприятий: ООО «УК «Татнефть-Нефтехим»», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Торговый дом КАМА», а также акции в ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть». Причину продажи озвучила пресс-служба компании: «В условиях значительных изменений экономической̆ ситуации, в том числе вызванных геополитическими процессами, продажа шинного бизнеса позволит группе «Татнефть» сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах».
В «Татнефти» поспешили заверить, что поставка сырья продолжится на коммерческой основе, и пообещали, что сделка не приведет к кадровым изменениям и никак не отразится на внутренней политике предприятия.
Время покажет
В официальную версию продажи верят не все. Многих смутили сроки – слишком быстро нашелся покупатель, а информация о сделке даже не успела распространиться в кругах, приближенных к шинному бизнесу. Так стали появляться другие версии причин продажи предприятий.
Версия № 1. «Татнефть» и в самом деле решила сконцентрировать все внимание и силы на профильной работе. Многие промышленники отмечают, что из-за сокращения экспорта в зарубежные страны стратегия расширения ассортимента выпускаемой продукции стала неэффективной.
Версия № 2. «Татнефть» подготавливают для поглощения более крупным предприятием. Среди экспертов ходят слухи, что компания, купившая предприятия, – лишь промежуточное звено.
Версия № 3. В ожидании очередного пакета санкций многие прогнозируют, что под них попадут и нефтедобывающие компании. Поэтому «Татнефть» просто вывела из-под удара свой шинный комплекс, дав ему статус самостоятельного.
Версия № 4. Возможно, в период спецоперации шинный комплекс выполняет военные заказы. И тогда риск попасть под санкции более высок не у нефтяников, а непосредственно у шинников. Оттого их и передали в другие руки.
Покупатель – кто ты?
Кому же продали шинный бизнес Нижнекамска? В пресс-релизе в качестве покупателя указано АО «Татнефтехиминвест-Холдинг», которое не входит в группу компаний «Татнефть». Оно известно как российская финансово-промышленная компания. Головной офис находится в Казани. Является координационно-экспертным центром, работает в широком диапазоне направлений деятельности нефтегазохимического комплекса. Другими словами – не занимается производством промышленной продукции.
На официальном сайте компании написано, что АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» получает свою прибыль за счет повышения эффективности деятельности предприятий комплексного использования углеводородного и минерального сырья, а также разработки и реализации мер по эффективному использованию научно-технического потенциала. Написано также, что холдинг тесно сотрудничает не только с российскими, но и зарубежными научными организациями и институтами.
Справка
Днем рождения нижнекамского шинного комплекса принято считать 29 апреля 1973 года. Именно в этот день была выпущена первая автокамера. Сегодня компания занимает одно из лидирующих мест среди производителей резиновых шин. В KAMA TYRES работает более 8 тысяч человек. На предприятиях компании производится широкий ассортимент продукции – более 440 моделей шин разного типа и размера, включая автомобильные шины марок Viatti, KAMA, КАМА PRO (продукция KAMA TYRES ранее экспортировалась в 46 стран мира). По итогам прошлого года KAMA TYRES выпустила более 12,3 миллиона шин, что составляет 22% от производства шин в России.