От реализма до импрессионизма
В стильно обставленной прихожей гостей встречает написанный золотом портрет Нефертити. Картина поражает своей натуральностью – видна каждая пора на коже царицы, глаза – живые, изучающие.
Корреспондента «Нижнекамской правды» пригласил в свою мастерскую член Союза художников РТ Альберт Саттаров.
Картины висят везде, словно это вовсе не мастерская, а галерея. В зале в глаза бросился яркий образ – индийская девушка читает газету.
– У этой работы есть история? – поинтересовалась я.
– Картина называется «Бомбейский полдень». В 2013 году я полтора месяца жил в Индии. Как-то во время прогулки я увидел ее – девушка сидела в проеме окна своего недостроенного дома и читала газету. Захотелось запечатлеть этот момент, мне он показался символичным. Оконный проем – это будто маленький мир, в котором они живут, а бетон отгораживает их от внешнего мира. Газета же в руках девушки – связь этой семьи со всем информационным миром, – объяснил свою идею Альберт Саттаров.
– Когда вы поняли, что хотите быть художником?
– В десять лет. Мы тогда жили в Зеленодольске. По соседству проживал мальчишка старше меня, он ходил в художественную школу. Мама мечтала отдать меня в музыкальную, но я твердо настоял на своем – хочу рисовать! Помню, изобразил листочек дерева и городскую улицу акварелью – это были мои первые работы.
На стене слева – две картины, значительно отличающиеся от остальных. На них пышные пионы: рисунок нанесен объемными мазками, краски сочные, цветы – будто живые, и их даже хочется потрогать. Как оказалось, написаны картины специальной лопаточкой – мастихином. Чтобы рисовать этим инструментом, необходим особенный талант: «Работе с мастихином научить невозможно, это или дано, или нет. Здесь нужно чувствовать, сколько и какой краски смешать, положить под правильным углом», – рассказал о технологии Альберт Саттаров.
– Какой стиль у вас самый любимый?
– Я сначала работал в реализме, писал натюрморты, портреты натурные. Сейчас стараюсь писать в том стиле, который подсказывает сама тема работы, поэтому использую различные техники. Например, пастелью, акрилом, маслом – в реализме, импрессионизме, в абстрактно-авангардном стиле. А темы я беру из жизни: где-то что-то увижу, и это может меня зацепить, заинтриговать.
Мы продолжили экскурсию по мастерской. Меня привлекла картина, на которой были изображены деревья. Пейзаж показался мне смутно знакомым, но я и представить не могла, насколько он мне близок. «Эти тополя два года назад росли возле НТР, потом их срубили. А я так любовался ими. Вообще я собираюсь создать целую серию картин с тополями: в дождь, в снег, в солнечную погоду. Планирую нарисовать десять картин, а может быть, и больше», – поделился задумками Альберт Саттаров.
– Сколько времени обычно уходит на работу?
– Всегда по-разному. Могу пару недель писать. А есть работы, которые приходилось создавать по году. Сейчас я работаю над картиной «Венеция». Тружусь над ней уже четыре месяца.
– Есть художники, которые повлияли на ваши работы?
– Все зависело от этапа в жизни. Например, во время учебы в училище мне нравились художники-портретисты. Такие, как Федор Степанович Рокотов. Но со временем я понял, что нельзя кому-то подражать, необходимо быть собой. Поэтому я стараюсь от каждого что-то взять. Не зацикливаясь на ком-то одном, – рассказал мастер.
Начинающим художникам Альберт Саттаров советует обязательно пройти обучение в художественных школах. Или найти наставника, который в частном порядке научит мастерству рисования: «Самое главное – душой понимать, что это твое. Искусство важно чувствовать, иначе ничего не получится», – авторитетно заверил он.
Сейчас именитый художник работает сразу над несколькими картинами, готовится к персональной выставке, на которой будет представлено до 40 работ. К слову, предстоящий вернисаж в копилке мастера далеко не первый – он выставлял свои произведения на более чем тридцати республиканских и городских выставках.