Замужем за батюшкой
Человеку неправославному трудно представить, как живет семья священника. В понимании обычного обывателя жизнь супруги служителя храма – это бесконечный труд, терпение и молитва.
Но так ли это? Знакомьтесь: матушка Елена, вдова клирика Чистопольской епархии протоиерея Георгия Пестрецова.
– Матушка Елена, расскажите: как вы познакомились с супругом?
– Встретились мы в 1986 году, нам тогда было всего по 20 лет. Я работала в ателье с его одноклассницей. Георгий с другом заглянули к ней на работу – так мы познакомились и начали общаться. Года два встречались. Как делал предложение, не спрашивайте – не расскажу, пусть это будет моим маленьким секретом.
– Вы уже тогда были верующей?
– Я была верующей, но очень близко с Богом меня познакомил отец Георгий. Он с детства посещал храмы. По его словам, его всегда поражала присутствующая там атмосфера тишины и умиротворения. Мы оба из Набережных Челнов. Именно там он начал посещать молитвенный дом в селе Боровецкое.
Давний друг семьи отец Михаил (Гречко) пригласил Георгия на богослужение в храм святых Космы и Дамиана в Орловке. Познакомившись с настоятелем храма отцом Олегом, Георгий сам не заметил, как стал чаще посещать богослужения. Со временем отец Олег предложил ему стать дьяконом, а в будущем и священником.
– Тяжело далось ему это решение?
– Быть ему священником или нет – решение было не из простых. Я уже была его законной женой и всегда во всем поддерживала, но последнее слово было за ним. Несмотря на то, что он работал на заводе, отец Георгий, ничуть не сомневаясь, решил посвятить жизнь служению Богу. Это решение удивило моих и его родственников.
Он начал служить в храме святых Космы и Дамиана. Потом митрополит Анастасий Казанский отправил его в Буинск. Там мы прожили полгода. В 1993 году распоряжением митрополита Анастасия его назначили в храм святого праведного Иоанна Кронштадтского настоятелем (прим. редакции – находится в поселке Красный Ключ). Тогда храма не было, а был молельный дом. И вот уже здесь батюшка развернул бурную деятельность.
– Как это повлияло на вас?
– Я это все пережила безболезненно. Не было каких-то неудобств или непонимания. Все получилось само собой. Если супруг решил, что так должно быть, значит, все будет хорошо и правильно: я просто следовала за ним. Вначале была дома с детьми, потом они подросли, и я стала помогать в храме. Со временем пришлось определяться с работой. Отец Георгий к этому моменту достроил трапезную, и меня назначили туда социальным работником. Еще я шила облачения для священников и послушников, облачения для алтаря.
– Ваш муж возводил храм с нуля. Какую роль сыграла семья в этот сложный период?
– Главное было – не мешать. Во время строительства храма весь домашний быт был на нас с детьми, потому что муж постоянно находился в общественных заботах. Очень помогали совместные молитвы друг о друге дома и в храме. Знаете, был такой трудный момент, когда вдруг решили, что храма вообще не должно быть. А ведь уже были на метровую высоту возведены стены.
Дошло до того, что хотели забрать землю. В связи с этим и дома было очень тягостно, но я понимала: ему еще тяжелее. Строительство на какой-то срок заморозили. Я считаю, что отец Георгий все-таки вымолил храм. Ну и любовь помогла. Все сложилось благополучно, и храм в итоге построили.
– Расскажите о ваших детях. Они продолжили династию?
– У нас двое детей – дочь и сын. Ксении 30 лет, Ростиславу – 28. Живут в Нижнем Новгороде, получили высшее образование. Дочь окончила исторический факультет педагогического университета и сейчас работает в музее. Сын поступил в семинарию, решил пойти по стопам отца.
– Что, по-вашему, самое важное в воспитании детей?
– Я считаю, очень важно молиться за детей и любить их. Большую роль играет пример родителей. Мы детей воспитывали одинаково, а выросли они совершенно разными людьми. У каждого сформировался свой характер. Поэтому остается только направлять и поправлять.
– Семья священника – это ежедневные молитвы, службы в храме. А что еще?
– Отца Георгия нет уже три года, я очень скучаю и часто вспоминаю наши совместные выходные с семьей. Мы очень любили ездить в гости в Набережные Челны, собираться со всеми родственниками. Мой муж любил привозить какие-нибудь гостинцы, радовать родных. Часто ходили в походы, ездили на рыбалку, в музеи, театры. Нас очень объединяли и совместные паломнические поездки. В общем-то, мы были совершенно обычной семьей.
– Какой, по-вашему, должна быть современная жена?
– По церковным канонам жена должна быть идеальной: верующей, мудрой, справедливой, любящей. Дома должно быть светло и чисто, вкусно пахнуть едой. И без любви и уважения друг к другу никуда не деться. Но, к сожалению, в современном мире бывает по-другому.