Тактильная любовь
«Проходите, мы вас очень ждали», – Владимир и Румия Ангариковы улыбались, но оба смотрели мимо меня. Я знала: у семейной пары один диагноз на двоих – врожденная абиотрофия сетчатки, муж и жена слабовидящие, но привыкнуть к их взгляду получилось не сразу!
Вдруг из-за спины Владимира выглянул маленький мальчик и посмотрел мне прямо в глаза. «Он видит!» – подумала я. И не ошиблась. Как оказалось, их двухлетний сын Тимур совершенно здоров.
– Румия, когда решились родить ребенка, не боялись, что он унаследует ваше заболевание?
– Нет, я была уверена, что все будет хорошо. Беременность была запланирована – мы хотели этого ребенка. Все окружающие – и родители, и врачи – твердили, что он тоже будет болеть. Но я твердо знала, что все будет хорошо.
Пока она говорила, Владимир улыбался как-то по-особенному, словно наслаждаясь звучанием ее голоса.
– Ваше заболевание нельзя излечить или хотя бы улучшить состояние?
– Нет, вылечить нельзя. Можно только поддерживать нынешнее состояние, чтобы не стало хуже. Сначала я немного видела, окончательно зрение ухудшилось во время беременности. Сейчас у меня только светоощущение. У Владимира зрение получше. Он может немного ориентироваться на улице – различает здания, деревья, машины.
Тут маленький Тимур попросил попить. Румия вскочила, легко прошла на кухню, налила стакан воды и подала сыну.
– Вы хорошо ориентируетесь!
– Да, дома знаю каждый уголок. А теперь еще и Тимур помогает. Если мы что-то уроним и не можем найти, он сразу находит. Если разольем – тоже подсказывает. К тому же в соседней квартире живет моя родная сестра, она зрячая. Если что, всегда придет на помощь, – красивые карие глаза Румии светились от счастья.
– Как вы познакомились?
Тут инициативу перехватил глава семьи Владимир:
– Мы оба учились в Уфимском медицинском колледже по специальности «медицинский массаж для людей с ограниченными возможностями». Я на третьем курсе, жена – на первом. Тогда мест в общежитии не было, ее поселили в мужской блок. Так получилось, что жили в соседних комнатах. Я помогал ей ходить в магазины, показывал город – так и пошло-поехало. Год встречались, потом провели никах. Свадьба состоялась через два года, когда Румия окончила учебу. Торжество проходило на моей родине в Калмыкии. Грандиозного предложения я не делал, мы просто решили пожениться.
– Из Уфы вы переехали в Нижнекамск. Почему?
– Я работал массажистом в Уфе. В 2018 году к нам из Нижнекамска приехала делегация перенимать опыт. Было принято решение открыть в вашем медицинском колледже мою специальность – медицинский массаж для лиц с ограниченными возможностями. Меня порекомендовали в качестве преподавателя. Я приехал, успешно прошел собеседование и переехал сюда с семьей. Теперь обучаю массажу слабовидящих Нижнекамска.
– Владимир, народная молва утверждает, что массаж, который делает слепой человек, отличается от массажа видящего. Это правда?
– У нас пальцы более чувствительные. Я могу смело говорить о том, что слабовидящие делают лучший массаж. Мы видим и анализируем тело пациента руками, поэтому прорабатываем проблемные места более тщательно. Чувствуя кончиками пальцев напряженные мышцы на теле пациента, можно помочь расслабиться более качественно.
– Как ваша семья любит проводить свободное время?
– Мы оба очень любим теннис, занимались им еще в Уфе. Четыре года здесь живем и ни разу не пропустили соревнования. В этом году на чемпионате республики заняли второе и третье места. В планах – попробовать велотандем, в июле планируются соревнования, и мы хотим заняться еще и таким видом спорта.
– Как считаете, Нижнекамск удобен для слабовидящих?
Этот вопрос заставил задуматься обоих, супруги молчали несколько минут. Ответил Владимир:
– Везде, где ровный асфальт, – отлично. Еще бы бордюры повсюду сделали, чтобы знать, где края дороги. Должен быть ограничитель, чтобы можно было по нему ориентироваться. А вообще спасибо городу: от общежития до колледжа сделана дорога с тактильными и предупреждающими дорожками, высокими металлическими бордюрами. Это очень удобно.
На протяжении всего интервью Владимир и Румия держались за руки. Тимур то и дело подбегал и обнимал родителей. Было видно, что они все абсолютно счастливы.
– В чем секрет вашего семейного счастья?
Ответили ребята одновременно и ни на минуту не задумываясь.
– Нужно уметь терпеть, уступать и прощать. Мы вообще не ругаемся никогда. Максимум – можем поспорить. Все родные и друзья умиляются: «Вы настолько подходите друг другу, что даже спорите мило». А мы просто любим и уважаем друг друга. Это самое важное.
Интервью закончилось, и я засобиралась уходить. Но хлебосольная чета Ангариковых ни в какую не хотела отпускать меня без обеда.
– Оставайтесь, я приготовила к вашему визиту свои коронные блюда – запекла курочку в духовке и сварила сметанный суп, – остановила меня Румия.
Ну разве можно отказаться от такого предложения? Остаюсь!
Сейчас в нижнекамском медколледже по специальности «медицинский массаж» для людей с ограниченными возможностями по зрению обучается 31 студент 3 группы по 10-11 человек. Обучение длится 2 года и 10 месяцев.
Заместитель директора по учебному процессу Татьяна Пеструхина:
«Весь массаж передается «из рук в руки». Учитель берет студента за руки и руками показывает, как делать. Общежитие есть, все условия предоставлены. Волонтеры помогают. Студенты приезжают со всего Татарстана: Чистополь, Набережные Челны, Казань и так далее. Лишь на базе нашего колледжа есть такая специальность. Это помогает таким людям приобрести образование и получить профессию. Приемная комиссия уже работает. Ждем новых студентов. По новым стандартам следующий курс будет короче – обучение продлится 2 года 6 месяцев».