«Я хочу видеть, как растут мои дети…»
«Седьмой год пошёл, как супруги не стало. Инсульт. Два дня в коме пролежала и ушла. Она в детском саду работала. Младшему тогда было всего четыре года», – тяжело вздохнув, начал свой рассказ Фаиль Зарипов.
В 2016 году нижнекамец остался один с тремя детьми.
Кто в доме хозяин?
Мы расположились на кухне. В глаза бросилось, что всё лежит на своих местах, прибрано, везде порядок.
К нам подсели 13-летняя Динара и 10-летний Камиль. Самому Фаилю Зарипову 49, и скоро он станет дедушкой уже в третий раз!
Раз уж разговариваем на кухне, поинтересовался, кто в доме ведёт хозяйство.
Привык справляться сам
Даже полным семьям детей растить нелегко, а уж одному, да ещё и троих поднимать! Фаиль Фёдорович работает водителем на одном из предприятий. «У вас четверо детей, а сколько у вас работ?» – поинтересовался я.
«Как-то приходили из СТОС, спрашивали, какая помощь требуется. Я говорю: а чем вы мне можете помочь – нянечку наймёте или женщину найдёте, которая будет чужих детей растить? Мне бесплатно никто ремонт не сделает, нянечку никто не предоставит. Слава богу, работа есть, здоровье есть! Если сильно прижмет, родители мои помогают», – признался Фаиль Фёдорович.
Нестрогий папа
Пока мы разговаривали, Камиль и Динара внимательно слушали рассказ отца.
«Папа у вас строгий?» – спросил я. Оба хором ответили: «Нет!»
«Да нет, какой я строгий! – улыбнулся Фаиль. – У нас мама строгая была. Она поругает, а я пожалею. Они у меня послушные, самостоятельные, сами всё стараются делать. Девочки у меня спокойнее, а пацан есть пацан – шебутной! Ладно хоть в сомнительные компании не ходит, в подъезде не рисует, стёкла не бьёт».
«Эти (по-татарски – папа), ты всегда говоришь, что надо помогать людям. Я сегодня одного дядю довёл до парикмахерской. Он плохо говорил по-русски, и я ему помог», – выпалил Камиль. Отец улыбнулся и погладил его вихры.
В вопросе воспитания младших Фаиль не один. Тут и старшая дочь помогает, и бабушка в стороне не остаётся.
Отдыхаем вместе
Свободное время семейство Зариповых всегда проводит вместе. Недавно ездили в Ижевский зоопарк, скоро планируют поездку в Казань, пока многодетный отец в отпуске. Часто всей семьёй выбираются в деревню к старшей дочери Лилии и в деревню к бабушке.
«Я там тоже однажды рыб наловила – одну маленькую и одну большую», – похвалилась Динара.
Зашла речь о домашних животных. Фаиль рассказал: «Как-то они принесли в дом кошку. На балконе прятали сутки! Я и не знал, потому что к девочкам в комнату лишний раз не захожу…»
«Это Диляра предложила, не я! Я только имя выбирала!» – тут же подхватила беседу младшая дочь.
«Вот когда будет у вас порядок, тогда и поговорим. Будет своя семья – хоть слона заводите!» – сказал как отрезал Фаиль Фёдорович.
О личном у окна
Прошел час. Камиль отпросился на улицу, Динара ушла в свою комнату. Мы остались одни. Стояли у окна и пока смотрели, как ребятня на школьном стадионе гоняет в футбол, заговорили о будущем.
Мой собеседник практически всё интервью говорил о детях. Было видно, как много они для него значат. И всё же я попытался расспросить моего героя о личном.
– Шесть лет, как вы вдовец. Не хотите устроить свою личную жизнь?
– Я же говорил: кому нужны чужие дети? А сейчас уже и привык один.
– Смысл весь в детях?
– Да, и в детях, и в работе. К родителям езжу в Елабугу, тёщу в деревне надо навещать. Дети помогли мне справиться после ухода супруги. Кто-то в такой ситуации спился бы, а я так не могу. Мне детей поднимать надо! На кого я их оставлю?
– Какие жизненные принципы вы стараетесь им привить?
– Чтобы помогали друг другу, жили по совести – чужое не брали, своё не отдавали.
Повисла пауза. Ещё несколько минут мы смотрели футбольный матч за окном, обменялись мнениями. Интервью закончилось. Каждый остался наедине со своими мыслями. Я не знал, о чём именно задумался Фаиль Зарипов, но был уверен на все сто: это точно про семью.