Спой с нами, мама!
Дверь открыла красивая ухоженная женщина в возрасте. Глаза горят, рыжие волосы аккуратно уложены в косу. На первый взгляд и не скажешь, что Клавдии Захаровой 70 лет.
«Проходите в зал, там нам будет удобнее», – она показала мне рукой в сторону двери и пропустила вперед. Удобно расположившись на мягком диване, мы начали наш разговор.
– Клавдия Михайловна, вы коренная нижнекамка?
– Нет, я родом из Чистополя. Там вышла замуж, муж меня и привез в Нижнекамск в 1975 году. Тут я устроилась продавцом, он – монтажником. Родили трех сыновей: старший Эдуард и двойняшки Игорь и Дмитрий.
– Каким был тогда Нижнекамск?
– В 75-м город был еще маленький, в основном все дома были на улице Строителей. Сначала мы жили у родственников. Вскоре переехали в общежитие, потом жили в квартире с подселением на Гагарина, а дальше снимали однокомнатную на Тихой Аллее. После рождения двойняшек в 1982 году нам дали квартиру на первом этаже по улице Гагарина.
Помню, в ней невозможно было жить: вся сырость шла к нам, дети все время болели. Потом мы переехали в другую квартиру на Вахитова. Так что мы в свое время объездили практически весь Нижнекамск. Беда пришла в наш дом в 1990 году. От рака желудка умер супруг. Старшему тогда было 13, а младшим по семь лет. А вскоре выяснилось, что и один из сыновей не здоров.
– Что произошло?
– Мои двойняшки родились восьмимесячными. Дима уже тогда был слабеньким, весил всего кило четыреста. Сначала они с Игорем в школу вместе пошли, но через пару лет его пришлось отдать в коррекционную школу, он отставал от сверстников. После окончания школы оба поступили в училище. Тогда я еще надеялась, что все получится, но мечтам не суждено было сбыться. Уже через пару лет пришлось обратиться в психиатрическую больницу.
– Какой диагноз ему поставили?
– У него шизофрения. Он начал меняться постепенно. Сначала нарушилась координация движений. Порой Дима беседует сам с собой. То ему из Москвы звонят, то из космоса, то усопшие. Вот уже двадцать лет мы живем вместе – один он не может.
Тут дверь открылась, и в комнату вошел высокий мужчина. Казалось, он меня не видел вовсе, взгляд был сосредоточен на матери.
«Сынок, ты зачем пришел?» – заволновалась Клавдия Михайловна.
«Мама, я побрился и почистил зубы», – проговорил мужчина тихим медленным голосом.
«Молодец, сынок, иди отдохни, я скоро освобожусь», – услышав мамин ласковый голос, мужчина кивнул, развернулся и вышел, закрыв за собой дверь.
– Как вы находите с ним общий язык?
– Приспосабливаюсь. За столько лет я научилась подстраиваться под его настроение. Он в основном спокойный, на таблетках всегда. Если он их не пьет, не спит ночами, ходит по дому. Бывает, конечно, что начинает сильно нервничать, тогда я одеваюсь и ухожу прогуляться. К моему приходу он успокаивается.
– Вам помогают другие сыновья?
– Они часто приходят к нам в гости. Несмотря на болезнь Димы, все трое очень близки и дружны. Это не мешает им находить общий язык. Например, я недавно из-за болезни две недели лежала в больнице, за ним смотрели его братья и отлично со всем справились. Слава богу, у Игоря и Эдика все хорошо. Женились, стали папами. У брата-двойняшки трое детей. У старшего двое.
– Вы счастливая бабушка и сильный человек! А еще прекрасно выглядите! Что помогает держать марку?
– Я стараюсь не стареть душой. Ведь жизнь прекрасна, несмотря ни на что. А еще песня! Я вообще пою с пятого класса. Когда приехала в Нижнекамск, сначала пела в ансамбле «Березонька», через пять лет он распался. Потом мне подруга сказала, что в «Реченьке» нужен первый голос, ну я и согласилась. С тех пор и пою там, лет десять уже. Для меня петь – значит жить.
– Какие песни больше по душе?
– Очень люблю песни Надежды Кадышевой. Хотите, спою? – и Клавдия Михайловна затянула «Зорьку алую». Воспользовавшись моментом, я сняла все на видео (вы можете посмотреть его ниже).
– Ваши сыновья тоже поют?
– Старшему 45 лет, он даже сам музыку и слова сочиняет. У него вышло уже три альбома, правда послушать их можно только у него, – рассмеялась женщина. – Второй брат-двойняшка тоже поет и играет на гитаре. Вы не поверите, даже Дима поет, пытается играть на гитаре. Иногда, когда они встречаются все втроем, то поют хором. Это так прекрасно.
– Сыновья делятся с вами своими творческими идеями?
– Присылают уже готовые видео с песнями. Я хвалю их, поддерживаю. Вообще-то у нас вся семья музыкальная, мои родители тоже пели. Так что у нас этот талант в роду, – глаза Клавдии Михайловны заблестели, она не переставала улыбаться.
За разговором незаметно пролетел целый час. Напоследок задаю еще один очень важный вопрос:
– Клавдия Михайловна, как думаете, в чем секрет семейного счастья?
Женщина не раздумывала ни секунды:
– В первую очередь, в семье должно быть спокойствие. Без нервов, скандалов. Ну и согласие между супругами и детьми.