Магазины часто предлагают отказаться от чека, но соглашаться не стоит, так как это может осложнить защиту прав потребителя, предупреждает юрист Национальной юридической компании «Митра» Анна Циммерман.
Отказываясь от чека, магазин, прежде всего, экономит на бумаге, чернилах и обслуживании кассовой техники, а также улучшает имидж, заявляя о заботе об экологии, пояснила эксперт. Однако для покупателя это может обернуться проблемами при возврате или обмене товара, так как чек является основным доказательством факта и условий покупки, обращает внимание юрист.
В интервью агентству «Прайм» она заметила, что хотя закон позволяет использовать другие доказательства покупки, такие как выписка по карте, свидетельские показания или видеозаписи, на практике их может быть недостаточно, ведь выписка подтверждает только факт оплаты, а не конкретный товар, а свидетелей может и не быть.
Кроме того, без чека невозможно отчитаться за покупку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Также могут возникнуть проблемы с гарантийным ремонтом, если чек требуется для активации гарантийного талона.
Циммерман советует всегда брать чек как основную страховку на случай проблем с товаром. Для дорогостоящих товаров чек следует хранить в течение всего срока гарантии, а лучше дольше. Можно использовать электронный чек, который имеет ту же юридическую силу, что и бумажный.
Продавец вправе предложить не брать чек, но не должен настаивать или вводить в заблуждение. Отказ в выдаче чека является административным правонарушением.
В заключение юрист подчеркнула, что отказ от чека выгоден магазину, снижая его издержки и риски, но для покупателя это может привести к серьезным трудностям при защите своих прав.









