Погода в Нижнекамске

+15...+23°.
Завтра: +16...+27°

16+

Шестнадцать килограммов для мелодии

24-05-2024, 10:54
Шестнадцать килограммов для мелодии
Студент 4-го курса Нижнекамского музыкального колледжа им. С. Сайдашева по классу «баян» Даниил Батинов // Фото автора

Тонкие пальцы взлетели по клавишам инструмента и застыли на верхней ноте. «Ну вот, теперь ваша очередь сыграть для меня!» — весело предложил студент четвертого курса музыкального колледжа им. С. Сайдашева по классу «баян» Даниил Батинов и, не дожидаясь моего согласия, переложил на колени 16-килограммовый музыкальный инструмент.

«Ого, он тяжелый!» — удивилась я, стараясь удержать баян на ногах.

«Да, для девушки. У нас на курсе, кстати, одни парни учатся. Последняя баянистка выпустилась два года назад», — рассказал Даниил.

«А вы знаете, что у баяна был самый стремительный эволюционный процесс», — сменил тему баянист, пока я поудобнее пристраивала инструмент на своих коленях.

 «В 19 веке были маленькие гармошки, которые имели буквально два-три голоса. В 1891 году баварский мастер модернизировал гармонику, сделал ее трехрядной (позже ее прозвали „венской“). Она была очень популярна в Австрии и некоторых частях Европы. Примерно в таком же виде она попала в Россию. Инструмент выступал обязательным атрибутом многолюдных гуляний, застолий, праздников, свадеб. Гармошки, благодаря своему несложному строению, массово изготавливались на фабриках или вручную выпиливались мастерами плотницких дел», — все больше удивлял меня своими познаниями студент колледжа.

Мои пальцы коснулись клавиш. Я попыталась нажать на них поочередно и раскрыть инструмент как можно шире. Озадачена была тем, что с одной стороны у баяна пять рядов купных круглых кнопок, а с другой — россыпь мелких в шесть рядов.

«Обычно у баянов справа от трех до пяти рядов кнопок. Они отвечают за основную тему мелодии. Четвертый и пятый ряд, в основном, дублируют второй и третий. Это сделано для удобства музыканта: когда сложно держать руку в таком сжатом положении, кисть расслабляется и пальцы тянутся к дальним кнопкам. В левой — аккомпанемент», — объяснил Даниил, увидев мою растерянность.

Пока я старалась установить свои пальцы на непривычные круглые клавиши, мой учитель рассказал, чем баян отличается от аккордеона: «Главное отличие в типе клавиатуры и самом строении. На баяне установлены не только кнопки, справа у него есть и мелодическая клавиатура, слева — ряды мажорных и минорных аккордов в сочетании с басами. А у аккордеона клавиатура фортепианного типа».

Играть на баяне оказалось непросто. Мало того, что у него приличный вес, так еще и руки должны работать разрозненно. Ситуация осложняется еще и тем, что музыкант не видит, куда нажимает. Поэтому тут важно, чтобы баянист чувствовал подушечками пальцев отличие кнопок друг от друга, помнил их звучание и назначение.

«Многие думают, что баянисты обладают сильными руками. А весь секрет в быстрых пальцах и хорошей памяти. Технику можно развить, главное упорно заниматься», — заверил меня Даниил.

«Сколько же времени необходимо, чтобы научиться играть самую простейшую мелодию?», — поинтересовалась я.

«Если очень захотеть, минут за десять можно освоить хотя бы начальные ноты песенки „В траве сидел кузнечик“.

Даниил бережно установил мои пальцы правой руки на нужных клавишах и попросил потянуть за край баяна, разжимая меха. Затем показал, как переставлять пальцы левой руки и нажимать поочередно.

«Кстати, баян — единственный инструмент, который вобрал в себя орган, фагот, флейту и даже кларнет. Свое название баян получил от имени сказителя Бояна из древнерусских мифов. Оттого его еще называют „душой русского народа“. В Россию баян завезли купцы. Местные мастера разобрали его и переделали на свой лад. А начиналась история баяна с губной гармоники, которую создали в Древнем Китае, она называлась шэн. Источник звука — металлический язычок, колеблющийся под воздействием воздуха. Сначала ее делали из бамбуковых палочек. Затем через торговые пути инструмент попал в Европу, где его стали мастерить из стекла или дерева», — продолжал вводить меня в исторический курс Даниил, попутно наблюдая, как я пытаюсь выжать хоть какой-то похожий на мелодию звук из музыкального инструмента.

С его слов, самые первые баяны были недорогими и портативными, обладали очень громким звуком, с легкостью воспроизводили песенные и танцевальные мелодии, что помогало им завоевать любовь народа.

Смирившись, что игра на баяне мне не подвластна, я перестала мучить инструмент и передала его в руки мастера. Даниил сел поудобнее и заиграл. Зал наполнился известной мелодией из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» — «Звенит январская вьюга».

«Можно ли на баяне сыграть что-нибудь более современное?», — поинтересовалась я, услышав знакомые ноты.

«Конечно! Это раньше на нем играли только народные песни и плясовую музыку. А сегодня на баяне играют все, что возможно. Не зря же его используют и в оркестре, и в современных аранжировках. Я, например, люблю адаптировать для баяна какие-нибудь джазовые произведения», — подытожил 20-летний музыкант.

Исторический факт

Гармоника была изобретена немецким мастером Бушманом в 1822 году.

В России она появилась в 1830 году. В 1907 году мастером П. Стерлиговым по заказу гармониста Я. Орланского-Титаренко была изготовлена четырёхрядная хроматическая гармоника, именно ее начали называть «баян».

Татары же немного изменили конструкцию гармоники, приспособив ее под пентатонные одноголосные мелодии (пентатоника — ладовая основа татарской музыки — прим. авт.). Также татарские музыканты выработали собственную манеру игры: если русские широко использовали гармонические возможности гармошки (играли на ней аккорды, поддерживающие мелодию голоса), то татары освоили ее преимущественно как мелодический инструмент, стараясь играть на ней затейливые мелодии в высоком регистре, как это делали раньше на курае.

Известные баянисты

Белобородов Николай Иванович (1828–1912) — создатель первой русской хроматической гармоники.

Гвоздев Павел Александрович (1905–1969) — первый советский баянист, выступивший с сольным концертом 22 мая 1935 года.

Паницкий Иван Яковлевич (1906–1990) — первый советский баянист, удостоенный в 1957 году почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (на фото).

Казаков Юрий Иванович (р. 1924 г.) — первый советский баянист, удостоенный в 1985 году почётного звания «Народный артист СССР».

Беляев Анатолий Владимирович (р. 1931 г.) — заслуженный артист РСФСР, первый советский исполнитель на электронном баяне.

Пожалуйста, оцените материал:
Теги: интервью
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):