Пасмурноветер 9,5 м/с, Ю

16+

Правило трех «с»

5-03-2023, 20:35
Правило трех «с»

«Мы старались прочитать каждую книгу, поступившую в фонд нашей библиотеки. И не зря! В некоторых из них встречались и ошибки грамматические, да и содержание текстов иногда было далеко не детским», – начала свой рассказ Римма Хасанова, более сорока лет проработавшая в центральной детской библиотеке.

Римма, срочно приходи ко мне!

Римма Хасанова родом из Актанышского района. Окончила педучилище и Институт культуры в Казани. В 22 года вышла замуж и переехала в Нижнекамск. Сначала два года проработала в садике. В 1979 году ее назначили там методистом. А уже через три года она стала заместителем директора Нижнекамской централизованной библиотечной системы и возглавила Центральную детскую библиотеку.

Как рассказала Римма Хасанова корреспонденту «Нижнекамской правды», в начальники она не стремилась: «На моем назначении настоял директор Централизованной библиотечной системы Камбеев Наиль Акрамович. Помню, я вернулась в город с огорода. А на двери записка: «Римма, срочно приходи ко мне!». Я пошла. О том, что не хочу руководить, сказала честно и сразу. Настолько неожиданным было это назначение. А потом я посоветовалась с мужем. Он меня поддержал, и я согласилась».

Тогда, как и сейчас, библиотечная система охватывала все детские и взрослые библиотеки как в городе, так и на селе.

«Я была молодая, энергичная. Опыт, приобретенный на должности методиста, мне очень помог. К этому времени я успела лично побывать в каждой библиотеке. Коллектив хороший, дружный. Я была требовательной, но у меня не было командного тона, он просто был не нужен», – вспоминает Римма Хасанова.

Преодолевая сложности

Как рассказала Римма Хасанова, раньше о новых книгах приходилось узнавать из специализированных журналов, которые публиковали эти списки. Еще сложнее обстояли дела с актуальными темами.

«В перестроечное время в детских книгах начали писать о детях-сиротах из неполных или трудных семей, беспризорниках. Мы старались подготовить детей к тому, что они могут прочесть в этих книгах. Поэтому я до сих пор считаю, что работник детской библиотеки должен сам прочесть произведение, прежде чем советовать его ребенку, рассказать содержание, подготовить, провести короткую беседу», – рассказала об ответственности детского библиотекаря Римма Хасанова.

Надо учесть, что если раньше библиотекари имели профильное образование, то потом эти отделения в вузах закрылись. А чтобы работать с детьми, необходимо хорошо знать основы педагогики и детской психологии, знать назубок детскую литературу. И тогда в голове у нашей героини созрела гениальная идея…

Школа детского библиотекаря

Но все по порядку. Римма Бариевна первой в Нижнекамске начала проводить семинары и курсы для татароязычных библиотекарей, вела передачи по местному радио и телевидению на татарском языке о детской литературе и необходимости знания родного языка, истории и культуры. Это стало толчком для создания авторской программы «Школа детского библиотекаря».

По словам Риммы Хасановой, профессия библиотекаря состоит из трех «с»: самообразование, саморазвитие, самореализация. «Составленный мною план обучения детских библиотекарей понравился директору Рузалие Гильмановой. Она даже сама посещала мои занятия. Однажды спросила: «Римма Бариевна, почему вы открыли школу только для детских специалистов?» и предложила сделать программу для всех. Я согласилась. В моей школе обучалось около тридцати работников», – рассказала Римма Хасанова.

Чтобы дать всесторонние знания, наша героиня привлекла к работе в этой школе и других специалистов: методиста по работе с детьми, библиографов, сотрудника отдела комплектования, специалиста по работе с нормативными документами. И все это на бесплатной основе!

Окно в литературу

Началась эпоха цифровизации библиотечной системы.

«Прогресс не стоит на месте, а мне всегда хотелось идти в ногу со временем. Из отдела культуры нам выделили компьютер. Он был, конечно, не новый. Чтобы не перегревался, его сзади обдувал вентилятор. Но мы и такому были рады. Я сразу отправила своего сотрудника обучаться компьютерным азам. Потом она научила остальных. Со временем по республиканской программе нам подключили интернет. А сейчас современными компьютерами оснащены не только рабочие места библиотекарей – они есть и для наших читателей», – с гордостью отметила заслуженный работник культуры РТ Римма Бариевна.

В 2017 году Центральная детская библиотека получила название «Апуш» и переехала в новое здание. Работа здесь была организована в новом формате.

«Я предложила не просто обозначить читальные залы, а разделить площадь по возрастным зонам на четыре зала. Первый – для малышей с пеленок и будущих мам. Второй для детей младшего возраста – «Хочу все знать», потому что они «почемучки». Третья – для подростков, ее назвали «Чтение – успех». В четвертом зале было решено сделать библиостудию для проведения массовых мероприятий и встреч с писателями», – рассказала Римма Бариевна.

Идею поддержала администрация города. Библиотека начала работать по системе «Окно 3D: Окно в мир литературы, информации и творчества». Тогда же было решено, что в каждом зале будут вести свой учет и создавать свои проекты. И это принесло свои плоды. Вскоре слава о нижнекамской детской библиотеке «Апуш» прогремела на всю республику. В первый же год коллектив библиотеки победил в республиканском конкурсе «Творческий поиск». В 2001 и 2018 годах Центральная библиотечная система дважды была признана лучшей библиотекой года в республике и стала лауреатом премии Минкульта РТ «Лидер». Во всех этих достижениях, несомненно, есть и заслуга Риммы Хасановой.

Женщина уже полтора года на заслуженном отдыхе. Бывшие коллеги до сих пор звонят ей и советуются по любому вопросу. А между тем у Риммы Хасановой начался новый этап в жизни: «Я всю себя отдаю внучке: занимаюсь ее воспитанием, читаю ей книги. Все знакомые говорят: «Эх, как повезло ей с бабушкой!»

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):