+1°
Ясноветер 9,2 м/с, Ю

16+

Попрошайки в законе?

В редакцию «Нижнекамской правды» пришло фото от нашего постоянного читателя по имени Алексей. Он просил выяснить, законно ли просить деньги «на паперти». На фото красовалась девушка у входа в один из торговых центров. На шее ее висел куб для сбора пожертвований на лечение ребенка.

Корреспондент «НП» отправился узнать, где еще в городе можно увидеть людей, которые побираются, и спросить, что заставило их пойти на этот шаг.

Отношение к попрошайкам у нижнекамцев разное. Кто-то охотно подает им мелочь из карманов, кто-то выкладывает крупные суммы, а кто-то проходит мимо, отводя глаза в сторону. Конечно, есть и те, что осуждает просящих, ругает и всячески упрекает, но все же тех, кто подает, немало.


Помощь инвалиду


В центре города, в нескольких шагах от торгового центра напротив мечети, практически каждый день сидит мужчина средних лет. У него нет одной ноги. Как только около него появляются люди, он громко просит: «Подайте мне, пожалуйста». И люди дают. За 5 минут, которые мы наблюдали за мужчиной, к нему подошли 7 человек. Кто-то протягивал ему бумажные купюры, кто-то сыпал в ладонь мелочь. Емкости для сбора денег у мужчины нет. Он просто протягивает руку и принимает подаяние от неравнодушных горожан.


Помощь оступившемуся


Через дорогу он него, на пешеходной дорожке от мечети до остановки, сидит еще один мужчина. Прямо на асфальте он разложил газетку... Рубль, пять, десярик и копейки. Ему дают мало. Наверное, потому что он не вызывает у прохожих жалости – руки-ноги у него на месте, с виду крепкий мужик. Зачем попрошайничает – непонятно. Этот вопрос я не постеснялась задать ему лично. В ответ услышала такую историю.


Зовут его Андрей Владимирович 55 лет. Нигде не работает. Злоупотребляет спиртным. Вид у мужчины слегка потрепанный: лицо опухшее, одежда и обувь – в плачевном состоянии. Документы потерял, когда пьяным уснул в автобусе, хотя паспорт есть. Говорит, что работал на шинном заводе и даже выработал вредность. Пенсию, судя по всему, не оформлял. Живет на средства, которые ему подают сердобольные нижнекамцы.

 
У Андрея Владимировича есть дочь и двое внуков. Он иногда навещает их, но попросить помощи все никак не решится. Говорит: сам виноват, что докатился до такой жизни. Мужчина любит рыбалку, и иногда, вместо того чтобы идти просить милостыню, он отправляется на берег реки. О том, что можно устроиться на работу, к примеру, дворником или слесарем в ЖКХ, мужчина и не думал, хотя моя идея ему понравилась. Он обещал непременно сходить в пенсионный фонд, чтобы оформить себе пенсию по вредности, если такая ему действительно положена. В общем, вариантов решения проблемы несколько. Но что-то мне подсказывает, что корень зла все же – в нежелании работать и тяге к спиртному.


Помощь ребенку


Еще один способ собрать деньги с населения, который и стал поводом для журналистского расследования – это сбор на лечение детей. Мы отправились по адресу, который указал наш читатель: в торговый центр на улице Бызова. У входа стояла приветливая девочка-подросток с кубом. Я наблюдала за ней полчаса. За это время четверо посетителей центра положили в куб деньги. Девочка оказалась разговорчивой и как на духу рассказала, на что собирает средства и как нашла такую работу:

– Меня зовут Регина, мне 14 лет. Эту работу я нашла на одном известном сайте объявлений. Наш благотворительный фонд находится в Набережных Челнах. Каждый день нас забирают из Челнов и развозят по точкам. К примеру, вчера я была в Альметьевске, сегодня – у вас, в Нижнекамске. Нас, таких сборщиков, сегодня работает четверо: двое стоят возле крупных гипермаркетов, двое – около небольших магазинов. За час работы нам платят по 75 рублей. За смену набирается рублей 300, в то время как с одной точки в кубе за смену собираем от 1,5 до 4-х тысяч рублей. Люди, если честно, нас побаиваются, не доверяют. Если, скажем, около меня встанет бабушка и будет просить мелочь, у нее за час соберется намного больше, чем у меня. К слову, все документы у меня есть. Например, сейчас мы собираем средства на лечение 10-летнего челнинца Булата Сабирзянова, у которого детский церебральный паралич, сопровождающийся приступами эпилепсии. В настоящее время он с родителями проходит курс лечения в Барселоне. Мы каждую неделю переводим ему средства для оплаты лечения. Следующая отправка будет уже завтра…

Правда или ложь?


Договорить девочка не успела. На часах было восемь вечера. К торговому центру подъехал неприметный автомобиль, посигналил, и Регина выбежала к нему навстречу, не успев попрощаться. Я же направилась домой и, едва добравшись до компьютера, стала искать в соцсети маму мальчика, на лечение которого собирает средства фонд. Мама охотно откликнулась и рассказала о своей беде. Действительно, она воспитывает ребенка с тяжелым диагнозом, не унывает и не опускает руки. Два фонда отозвались на ее призыв о помощи. Один собирает средства на лечение в Польше, второй – на курс иппотерапии для мальчика. Ни о какой Барселоне она не слышала. Сейчас она с ребенком – в Челнах.

Это было первое несоответствие действительности. Теперь о втором. Как утверждала девочка с кубом, средства они переводят родителям мальчика каждую неделю. На сайте фонда, который нам удалось отыскать, действительно размещен отчет о поступлении средств. Каждый месяц – определенная сумма. Так, за январь фонд собрал 1500 рублей, в феврале набралось 300 рублей, в марте – 500, в апреле – 600, в мае поступлений не было, в июне – 68100 и в июле – 1300 рублей. Второе несоответствие – сумма. Какие 300 – 500 рублей, если, по словам девочки с кубом, только с одной точки они собирают от полутора до четырех тысяч рублей, причем только за один день!
И третье несоответствие – никаких переводов родители тяжелобольного мальчика с начала года не получали. Отчеты? Да, они есть на сайте, но по факту до родителей эти деньги пока не дошли.


Буква закона


Что думают по этому поводу правоохранительные органы? Законно ли стоять на улице и просить деньги у прохожих?


На эти вопросы ответила начальник отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД РФ по Нижнекамскому района – майор полиции Снежана Вахапова:

– Попрошайничество вне закона, если оно носит назойливый характер. Согласно статье 3.15 КоАП РТ «Нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивом приставании к гражданам в общественных местах с целью попрошайничества, гадания, оказания услуг сексуального характера», в качестве наказания предусмотрены предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут за собой наложение штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. С начала года в Нижнекамске не наказывали ни одного попрошайку, а вот в районе был один случай. Пожилая жительница Камских Полян настойчиво просила деньги у прохожих, за что была оштрафована на 100 рублей.

Подавать или не подавать просящим – каждый решает сам. Однако в случае со сбором на лечение детей, нелишним будет проверить, куда поступят ваши средства, связаться семьей, которая попала в трудную ситуацию, и оказать помощь непосредственно родителям, чтобы быть уверенным: средства поступили куда следует, а не ушли в неизвестном направлении и не осели в карманах аферистов.

Пожалуйста, оцените материал:
Комментировать
Вход по логину и паролю/Регистрация

Можно войти через соцсети - это безопасно (вы сможете подписаться на комментарии и загружать фото):