В Нижнекамске прошёл первый республиканский форум учителей химии. Мероприятие собрало более 200 педагогов со всего Татарстана, а также ученых, представителей органов управления образования и ведущих предприятий химической промышленности.
Участники посетили экспозицию «Дом полимеров», ознакомились с работой «СИБУРИНТЕХ-НК», побывали на мастер-классах, лекциях и семинар, а после обсудили перспективы развития профильного образования.
«Дом полимеров» — современное образовательное пространство, которое знакомит с захватывающим миром нефтегазохимии. В Казани и Нижнекамске экспозицию суммарно посетили более 12 тыс. человек. Экскурсоводы рассказали о значении полимеров в повседневной жизни, технологиях переработки сырья и передовых экологических подходах. Информация подана так, что выставка заинтересует даже тех, кто с химией на «ты» — преподавателей естественных наук.
«Слушая эту выставку, мы ещё раз примерили всю информацию, которую нам давали, для своих уроков, я для себя делала фотографии, в уме делала заметки. Оказывается, тему полимеров можно преподнести ещё и таким интерактивным образом, очень интересно было», — поделилась учительница химии и биологии Уруссинской гимназии Роза Юнусова.
«Экскурсовод красиво и хорошо преподносил информацию, соответственно, даже не зная химии, будет интересно прийти на экскурсию с детьми, то есть маленькие дети могут пощупать, потрогать, понажимать на кнопочки различные. И взрослым также есть, что нового узнать», — отметила учительница химии и биологии лицея имени В. В. Карпова Александра Краснова.
Интерактивность и доступный язык — экскурсия впечатлила даже физика и блогера Дмитрия Побединского, который специализируется на доступной подаче сложной информации. Популяризатор науки оценивал проект, учитывая, вызовет ли это интерес у детей. Ведь именно подрастающее поколение будет формировать будущее производства и всей страны.
«Очень просто нарисовано, очень простые и понятные иллюстрации, анимации. И мне, посмотрев на эти три экрана, приблизительно стало понятно, как из газа получаются полимеры. И то, что можно потрогать их — тоже здорово. И в конце мне понравилось это гигантское панно, которое показывает всю обширную географию СИБУРа», — рассказал физик, блогер Дмитрий Побединский.
Также участники и гости форума посетили «СИБУРИНТЕХ-НК». Учебный центр включает в себя 42 оснащенные современным оборудованием учебных аудитории, пять уличных полигонов, находящихся на базе «Нижнекамскнефтехима», 47 стендов и тренажеров.
В основе образовательных программ лежит практико-ориентированное обучение, где 80% знаний составляет практическая часть. Площадка работает как для сотрудников компании, так и преподаватели Химико-технологического института и Колледжа нефтехимии и нефтепереработки.
«Нижнекамский промышленный узел и Нижнекамский муниципальный район представляет из себя химическую столицу нашей республики. Сегодня учителя увидят, в каких условиях их будущие выпускники, выпускники школ, могут получать высшее образование, среднее образование, не уезжая в большие города, а получая образование здесь, в нашей республике, в Нижнекамске, в Казани. Всё это для того, чтобы сделать хорошую карьеру», — пояснил директор Нижнекамского химико-технологического института Ильдар Ахметов.
Одна из причин проведения образовательного форума в Нижнекамске — перезагрузка городской системы образования. В городе создается образовательный кластер, в который входят детские сады, школы и Детский эколого-биологический центр. Образец образовательной деятельности учителя химии в тот же день оценили на форуме во время мастер-класса, который провели воспитанники детского сада № 45. Малыши оделись в спецодежду и сделали презентацию востребованных на «Нижнекамскнефтехиме» профессиях: аппаратчик, электрик, лаборант химического анализа.
«Воспитатели у нас в рамках ФХД получили профессию химик, базовую. Это совместный проект с колледжем имени Лемаева. Что касается школ, в 12 школах действуют Нефтехим- и СИБУР-классы. Нефтехим-классы — это 9 и 8 класс, СИБУР-классы — это 10-й и 11-й. Мы реализуем совместные образовательные проекты. Дети более углубленно изучают химию, физику и прочие предметы естественные, которые нам нужны. Мы реализуем здесь некоторые проекты, например, с участием Сириуса, когда у нас и учителя ездят туда на стажировку, подготовку, и ребята участвуют в каникулярных сменах», — рассказала директор по организационному развитию «Нижнекамскнефтехима» Елена Журавлёва.
Один из инструментов измерения интереса школьников Татарстана к химии — результаты ЕГЭ по химии. В 2025 году в Татарстане количество школьников, выбравших химию в качестве ЕГЭ, выросло до 2 154 — почти на 400 человек больше, чем годом ранее. Поднялся и уровень образовательной подготовки выпускников с планами строить карьеру в химпроме. Если по итогам 2024 года в республике было 49 стобалльников по химии, то в 2025-м году их стало 114.
«Чтобы физхимпрорыв был реализован в нашей республике, необходимы большие средства. Какие средства — обучать детей в лабораториях организованных, построенных, оснащенных. Без практических лабораторных, демонстрационных занятий обучать химии и прививать любовь к химии невозможно, и тогда, конечно, говорить не приходится о настоящих инженерах, тем более, для того, чтобы страна имела такую технологическую независимость, поэтому задача очень серьезная, мы этим будем заниматься вместе с вами», — заявил министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин.
Подробнее задачи и перспективы развития образовательного процесса обсудили на семинарах, лекциях и мастер-классах. Вместе с участниками спикеры проанализировали результаты ЕГЭ и отдельные экзаменационные задания, поделились опытом подготовки к олимпиадам по химии, изучили особенности организации проектной деятельности и многое другое.
«Мастер-классы были очень интересные, лабораторные опыты сами титровали, новая и полезная информация по олимпиадному движению. Вообще, всё хорошо, понравилось», — отметила учительница химии Аккиреевской средней школы Наталья Романовская.
«Очень понравилось, очень насыщенная программа! Спасибо организаторам, никакой заминки не было, всё хорошо. Я в первый раз здесь, многие из нашей гимназии поступают сюда. Есть те, которые заканчивают и в нефтехимической промышленности работают», — поделилась учительница химии Новошешминской гимназии Таслима Галиуллина.
«Из того, что отпечаталось в памяти сегодня — это мастер-класс от учителя химии из Нижнекамска. Она поделилась, какие игровые методики можно использовать на уроках. Мы попробовали сами поиграть в эти игры, я думаю, их точно нужно внедрять. Я буду их использовать и продвигать химию в массы», — сказала учительница химии лицея-интерната № 84 Камиля Хакимуллина.
Программа форума продолжилась обсуждением актуальных вопросов модернизации химического образования. Участники презентовали успешные педагогические практики и занимались выработкой стратегий взаимодействия между школами, вузами и промышленными предприятиями.