Терпение и труд – всё перетрут
«Мама, а мы потом пойдем гулять?» — 8-летний Анатолий Казаков все время тянулся обнять свою маму Марию. «Конечно, сынок, сейчас поговорим с тетей и сразу пойдем», — успокоила его женщина.
Она с нежностью смотрела на сына, гладила по спине.
Особенный ребенок
Перед тем, как начать рассказывать, крепко сжала руки своего сына и глубоко вздохнула. Было видно, что ей тяжело рассказывать о кошмаре всей своей жизни. Но Мария собралась и начала говорить.
Анатолий родился на тридцатой неделе. Проблемы со здоровьем начались с первых дней жизни. Малышу поставили диагноз ретинопатия (поражение сетчатой оболочки глазного яблока — прим. авт.).
Начались регулярные поездки в столицу Татарстана, вереница бесконечных обследований. После двух операций на глаза, Анатолию дали инвалидность и отправили к неврологу. Там уже поставили диагноз ДЦП. Первые результаты занятий со специалистом стали видны сразу — ребенок сел, начал держать голову и издавать звуки, пытался говорить. Лечение стало ежегодным.
В 2023 году центр «Милосердие» с проектом «Новые горизонты» выиграл грант «Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», на создание домашнего микрореабилитационного центра. С июля этого же года началась реализация проекта, в рамках которого дети с тяжелой степенью ограничения здоровья имеют возможность получения непрерывной реабилитации в домашних условиях. Участниками этого проекта и стала семья Казаковых.
Сейчас каждые три месяца к ним домой приходит массажист, но оказывает услугу на платной основе (собрать необходимую сумму семье помогают волонтеры). Стоимость одного курса — 13 тысяч рублей.
Терпение и труд
Анатолий старательный, любознательный и усердный мальчик. С первых дней реализации проекта вместе с мамой и со специалистами активно занимается по всем направлениям реабилитации.
В начале для Анатолия была разработана индивидуальная программа реабилитации на дому с учетом запроса мамы и ребенка, с ежедневными потребностями. На первом этапе он занимался с инструктором ЛФК, выполнял упражнения для укрепления мышечного корсета вестибулярного аппарата, освоил тренировки различных физических качеств, такие как выносливость, координация, гибкость, скорость.
На занятиях с логопедом ребенок выполнял пальчиковые и артикуляционные упражнения, обогащал словарный запас, занимался методиками по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере и развитию коммуникативных навыков.
Многие занятия проводились с использованием нового оборудования, закупленного на средства фонда.
Психолог проводил занятия по развитию и коррекции познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Большинство занятий проводились с элементами музыкотерапии. Мама активно включается в процесс реабилитации сына, учится различным методам обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в домашних условиях, выполняет все рекомендации специалистов. С Марией также проводятся консультации медицинской сестры по уходу с применением сенсорной интеграции (утяжелители, бинтование, корсеты) дома, по освоению различных способов проведения корригирующих укладок, по ознакомлению с различными техническими средствами реабилитации.
Анатолий любит конструировать, лепить фигуры, посещать различные мероприятия с мамой. Учится в школе, любит, когда ему читают книги. Дома есть велотренажёр, на котором он развивает голеностопный сустав. Сидеть именно на сиденье тренажера он не может, не дотягиваются ноги. Но мама приспособила ходунки: прикрепила к ним материал, сделав удобный стульчикдля сына.
Мальчик коснулся ладошками маминого лица, посмотрел в глаза и, улыбаясь, проговорил: «Терпение и труд — все перетрут!»
Лучший брат
Каждый день мальчик совершает подвиги — тренируется, старается учиться, развивает свой ум и тело. За годы занятий появилась положительная динамика, укрепились мелкая и крупная моторика, вестибулярный аппарат, обогатился словарный запас. Ребенок научился понимать эмоциональное состояние, управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать с окружающими.
Включение родителя в реализацию индивидуальной программы реабилитации способствовало формированию адекватной оценки состояния ребенка, повышению компетенции по вопросам коммуникации в условиях семейного воспитания, а также социальной адаптации ребенка и семьи.
«В воспитании Анатолия помогает старший сын. Ему 11 лет, зовут Александр», — улыбалась Мария.
«Мой брат — лучший друг. Я его Шуриком зову. Он играет со мной, смотрит мультики, я его очень люблю», — подытожил мальчик слова Марии.
Провожать корреспондента Толик пошел вместе с мамой. Мальчик самостоятельно встал с дивана и уверенными шагами, на чуть согнутых ножках, направился к входной двери.
«Приходите к нам еще в гости, я вам все свои игрушки покажу!» — пообещал Анатолий и помахал рукой на прощание.