Чтобы не попасть на удочку злоумышленников, необходимо повышать уровень информационной грамотности, уверен руководитель информцентра Максим Шаронов. Он поделился данными о киберпреступлениях и рассказал о самозапретах.
В настоящее время наиболее распространенными методами совершения киберпреступлений являются:
- Социальная инженерия — телефонные звонки от лиц, представляющихся сотрудниками банков и правоохранительных органов;
- Фишинг — создание поддельных сайтов и рассылка фальшивых писем для хищения персональных данных;
- Ложные инвестиционные предложения с обещанием получения сверхприбыли;
- Распространение вредоносного программного обеспечения через ненадежные источники.
Согласно статистике, количество киберпреступлений за последние годы хоть и незначительно, но снизилось. Несмотря на то, что динамика положительная, количество их всё же внушительное.
Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются пожилые люди и те, кто только начинает осваивать цифровые технологии. При этом стоит напомнить, что для защиты персональных данных с 1 марта 2025 года на портале Госуслуг работает сервис самозапрета на выдачу кредитов. После его оформления получить займы не получится ни у самого гражданина, ни у третьих лиц, которыми могут оказаться в том числе и мошенники.
Виды запретов
- Полный запрет – действует на все потребительские кредиты и способы их оформления, оформить не получится ни лично,
ни дистанционно; - Частичный запрет – позволяет установить ограничения по определенному критерию. Например, можно запретить брать займы на свое имя только в микрофинансовых организациях (МФО) или установить самозапрет на дистанционное оформление кредитов — тогда возможно получить деньги при личном присутствии.
Распространённым способом обмана является видеозвонок от «руководителя» в мессенджере Телеграм. Неделей ранее руководитель исполкома Нижнекамского муниципального района Радмир Беляев рассказал в своём телеграм-канале, что в сети появились мошенники, которые представляются его именем: «Будьте осторожны и внимательны, не переходите ни по каким ссылкам, не отвечайте на сообщения и звонки!»
Правила безопасности
- Не сообщать конфиденциальную информацию по телефону, даже если звонящий представляется сотрудником банка;
- Проверять URL-адреса сайтов перед вводом личных данных;
- Использовать двухфакторную аутентификацию;
- Регулярно обновлять программное обеспечение;
- Применять надежные пароли;
- Воздерживаться от перехода по сомнительным ссылкам в электронных сообщениях;
- Помните, что государственные органы и банки никогда не запрашивают пароли, коды из СМС или данные карт по телефону или в сообщениях;
- При получении предложений о скачивании или обновлении банковских приложений лучше обратиться на официальную горячую линию банка для подтверждения подлинности данного предложения.