Вернул себе небо
В конце материала смотрите видео взлета и посадки самолета из кабины пилота.
В 15 лет он закладывал виражи над нижнекамским Сабантуем. А после страшного ДТП, случившегося 26 лет спустя и в результате которого он вынужден передвигаться с протезом, вернул себе небо.
Свою историю высокого полёта корреспонденту «Нижнекамской правды» рассказал пилот гражданской авиации Константин Юзман.
За штурвал в 15 лет
«Когда я учился в школе, пешком ходил в аэропорт «Бегишево», чтобы посмотреть, как садятся и взлетают самолёты. Потом, когда у меня появился велосипед, ездил на нем. Так небо меня к себе и привязало. Если ты однажды влюбился в авиацию, то это уже навсегда», – начал разговор Константин.
А дальше? А дальше жизнь моего собеседника выдавала один вираж круче другого!
«Когда я поступил в Сасовское лётное училище, у меня уже было 30 часов лётных!» – удивил меня Константин. Оказалось, за штурвал юный Костя сел, ещё будучи подростком, а посадил его туда руководитель аэроклуба Анатолий Бойко.
«Клуб у нас назывался «Серебряные стрижи». На стареньком самолёте Як-18Т, который Анатолий Бойко восстановил собственными руками, я летал даже на нижнекамском Сабантуе в 1992 году! Было мне тогда 15 лет», – поделился воспоминаниями Константин.
Логично, что сомнений в выборе будущей профессии у Кости не было: однозначно – авиация! Учился с удовольствием. И даже был шанс подняться выше неба.
«Я прошел отбор в космонавты. Но в итоге отказался, хотя меня и брали. После первого курса я женился, планы на жизнь изменились, появились другие приоритеты», – рассказал корреспонденту «Нижнекамской правды» лётчик.
Суеверия и доверие
Началась взрослая жизнь. Молодой летчик год за годом повышал свой профессионализм, чтобы стать настоящим асом. Он смог укротить АН-2, L-410, АН-24, ЯК-42.
«Сейчас, в принципе, автоматика такая, что она зачастую сделает работу лучше, чем пилот. Но полностью доверяться автоматике нельзя, как и нельзя полностью доверять своему опыту. Надо всё в комплексе использовать, и только в этом случае, когда бывают сложные ситуации, возможны благополучные исходы. Вот такая интересная работа!»
Не только интересная, но и опасная. Как признался собеседник «Нижнекамской правде», приходилось ему и в горячие точки летать. «Во время чеченских кампаний наш борт вывозил груз-100, груз-200, груз-300. Нас на взлёте сопровождали СУ-25. Как-то один из них подбили моджахеды. Про страх тогда не думал – работа есть работа, а приказ есть приказ», – уверенно заявил мой собеседник.
– Пилоты – суеверные люди?
– Да. Обычно перед полётом стараемся не фотографироваться. Но я в суеверия особо не верю. Тут у каждого, скорее, свои традиции. Лично я перед полётом обязательно глажу свой самолёт, мысленно говорю ему пару ласковых слов, здороваюсь с ним.
Седьмой по счёту
2 июня 2018 года могло навсегда лишить Костю любимого дела. Возвращаясь домой, он попал в страшное ДТП – лобовое столкновение с фурой. Нога была сильно покалечена – врачам пришлось удалить часть кости.
Два года ушло на то, чтобы восстановиться. В это непростое время главным человеком, который помог нашему герою, была его мама. Рядом оказались и верные друзья. Поддержка близких дала волю к победе. И Костя вышел из этой беды настоящим героем. Теперь он летает с эндопротезом.
«Я был седьмым по счёту во всей России, кто летал с протезом. Многие в авиакомпании не верили, что я смогу вернуться в строй, но у меня получилось. Комиссия дала добро. Теперь я каждый год обязан получать допуск к полётам в Центральной врачебно-летной экспертной комиссии. В марте поеду на следующую комиссию», – рассказал корреспонденту «НП» Юзман.
У людей в жизни один день рождения. У Константина их три: столько раз он был на волосок от смерти.
– Это было 15 сентября 2002 года под Лениногорском. Вертолёт Ми-2. Я тогда был лётчиком-наблюдателем. Мы падали… И горели. Но, как видите – жив! Обошлось! В профессии пилота есть самый главный и большой плюс – быть в небе. Когда ты летишь на восток, видишь, как солнце встаёт. Такую красоту больше нигде не увидишь, кроме как в небе! И, наверное, эта красота и перекрывает все минусы.
Потому что мы пилоты
Сейчас Константин Юзман пилотирует Як-42Д. Это большое среднемагистральное судно. Вообще наш герой высоко ценит отечественные самолёты.
«В наше время те, кто летает на «эйрбасах», называются операторами. А вот на нашей отечественной технике мы – лётчики, пилоты. Даже если на наших ласточках что-то откажет, то мы в любом случае сможем самолёт довести до посадки. Наши самолёты – самые самолётные самолёты в мире! Лётчики у нас отличные!» – не раздумывая заявил Константин.
– А что для вас главное – самолёт или небо?
– Самолёт не может без неба. Благодаря авиации мы можем прикоснуться к небу, наблюдать все эти красоты – восходы, закаты, грозы, сверкающие молнии… Небо – это любовь!
На этой прекрасной ноте мы и завершили наше интервью. Теперь, когда я увижу в небе пролетающие самолёты, буду знать, что, возможно, за штурвалом одного из них сидит мой новый знакомый – пилот гражданской авиации Константин Юзман.
Константин Юзман не только пилот, но и музыкант. Окончил музыкальное училище по классу баяна, фортепиано и ударных.
В полёте к вопросу питания экипажа подходят более чем строго. Каждому члену команды выдают разные блюда, чтобы в случае отравления самолёт не остался без пилота.
В 1923 году 9 февраля в Советской России был организован специальный Совет по гражданской авиации. К 1932 году новая структура окрепла, у нее появились свой флаг, форма и новое название (примечание автора – ранее российский воздушный флот именовался «Добролет», а тогда он получил название «Аэрофлот»). И только в 1979 году эта дата стала официальным Днем гражданской авиации.