Нижнекамские транспортники рассказали об отношении к закону о «малолетних зайцах»
Заголовок в печатной версии газеты: «Ну, заяц, не выходи!»
Утро, на столе чашка кофе. Собираюсь на работу, попутно слушаю по радио новости. Одна из них привлекает моё внимание. 24 февраля президент России подписал изменения в законе об ответственности за безбилетный проезд.
В силу он вступит 7 марта. Один из его главных пунктов запрещает кондукторам высаживать из салона детей в возрасте до 16 лет. Вот и тема для нового материала! А ещё и для нового эксперимента. Значит, сегодня до работы буду добираться на общественном транспорте.
Охота на «зайцев»
Начало восьмого. В салоне толкутся студенты и школьники. Наблюдаю, все ли оплачивают проезд. Приятно удивлён – «зайцев» нет. А ведь еще 20 лет назад представить такое было сложно. Кондукторов зачастую просто игнорировали и за проезд оплачивать отказывались – иногда даже в грубой форме.
Пока размышлял, не заметил, что проехал свою остановку! «Улица Лесная. Конечная», – раздалось из громкоговорителя. Вагон опустел. Остались только я, кондуктор и водитель. Тут же и поговорили о том, знают ли они о новом законе. А именно о том, что теперь выгонять несовершеннолетних из салона за безбилетный проезд запрещено.
«Да мы и так уже давно их не выгоняем. И про новый закон тоже слышали. Люди, конечно, разные бывают, но подавляющее большинство проезд оплачивают. Даже первоклашки сейчас, как только в трамвай входят, в первую очередь к кондуктору бегут платить. Сейчас нет такого, как раньше, когда половину вагона составляли «зайцы», – ответила словоохотливая женщина-кондуктор.
В общем, на местах ситуация стабильная. Жду трамвая в обратную сторону, а пока читаю проект закона, чтобы понять, что же ещё изменится в правилах проезда с 7 марта.
«А какие у вас докУменты?»
Пока искал информацию, обнаружил: вокруг нового законопроекта уже развернулись жаркие споры. Противники делают упор на том, что теперь несовершеннолетние обнаглеют и кататься на общественном транспорте станут бесплатно. Сторонники законопроекта говорят о том, что в ситуациях с неоплаченным проездом могут быть всякие причины: не сработал проездной, потерялись деньги или их забыли дома. Иногда финал таких историй может быть скверным.
· Вопиющий случай произошёл в Барнауле в 2012 году. Кондуктор выгнал из автобуса немого мужчину с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид не смог найти дорогу домой, получил серьёзное обморожение и впоследствии скончался в больнице.
· В 2013 году в Кирове из салона автобуса вывели на мороз третьеклассника, не оплатившего, по мнению кондуктора, багаж (слишком тяжёлый школьный рюкзак). Пока ребёнок добирался до дома, он получил переохлаждение, а вдобавок заработал двусторонний отит.
· В Подмосковье в 2020 году 12-летнюю школьницу высадили из троллейбуса, так как у нее не сработал проездной. Подростка оставили на незнакомой остановке у МКАД – между пустырем, лесополосой и оживленной развязкой.
· В 2021 году в Орске девятилетнего ребенка выгнали из трамвая. Как оказалось, мальчик потерял деньги на проезд. В итоге школьнику пришлось в мороз идти пешком почти десять остановок. Ребенок обморозил щеки и уши.
И таких случаев много. Как раз на то, чтобы они не повторялись, и направлены изменения.
Что сулит закон?
Вернемся к законодательному документу. Высаживать из салона общественного транспорта запрещается детей до 16 лет, если те едут без сопровождения взрослых. Да и штрафовать теперь малолетних «зайцев» тоже не будут. А вот если взрослый отказался оплатить проезд ребёнка, которого сопровождает, то вместе с несовершеннолетним он обязан выйти на ближайшей остановке.
Что же в таком случае дозволено кондукторам? Они теперь вправе потребовать у ребёнка документ, удостоверяющий личность, если с определением возраста «зайца» возникли затруднения: сейчас 13-летние школьники могут выглядеть как взрослые дяди. Также контролёры получили право проверять документы, подтверждающие льготный проезд.
И сразу вопрос. Это как же? И билеты продавай, и документы проверяй? Работы у людей точно прибавится… Чтобы разложить всё по полочкам, я созвонился с заместителем главы исполкома Ленаром Ахметовым.
Вагоны без «вожатых»
В этом году власти планируют вплотную заняться транспортной реформой. И коснётся она не только корректировки маршрутов и графика движения, но и оплаты проезда. Полагаться пассажирам придётся не на кондукторов, а на собственную совесть. Общественный транспорт планируется оснастить электронными терминалами. Зашёл в салон, приложил карту, взял талон – и едешь преспокойненько!
– Наша задача – перевести оплату проезда на безналичный расчёт. С внедрением новых технологий мы будем постепенно сокращать штат кондукторов. Тем временем штат ревизоров на пути следования общественного транспорта увеличится. Мы надеемся, что такая система позволит сократить издержки предприятий-перевозчиков.
Ленар Ахметов, заместитель главы исполкома Нижнекамского района
Слушаю, и аж ностальгия обуяла! Помните, как было в Советском Союзе? Система была похожая – заходишь в трамвай/автобус, кидаешь пять копеек в кассу и сам откручиваешь нужное количество билетов. А чтобы окончательно «узаконить» поездку, надо было ещё и на компостере их пробить!
Эта процедура мне особенно нравилась. И ведь все были добросовестными пассажирами – все платили! На сознательность горожан уповают и в этот раз.
Вопрос выживания
Но это планы. А как к нововведениям в законе относятся сами перевозчики? Вопросы задаю напрямую «генералам» нижнекамского общественного транспорта.
– Этот закон – очередной удар по транспортникам. Безусловно, он негативно скажется на выручке предприятия, тем более, что от государства мы не получаем обещанных сумм по муниципальному контракту согласно утвержденной методике расчета. Надо донести до родителей мысль, что ребёнка нужно обеспечивать деньгами на проезд. Мы и так никого не высаживаем, потому что это проблему не решит. А пока всё работает против перевозчиков. Выживать станет ещё сложнее.
Рафаил Хабибуллин, генеральный директор МУП «ГЭТ»
– Закон есть закон. Его нужно соблюдать. Если говорить о том, как такая мера скажется на выручке предприятия, то при данном количестве автобусов в Нижнекамске на сегодняшний день эта проблема уже не актуальна.
Юрий Иванов, генеральный директор ООО «Нижнекамское ПАТП»